В поисках за истиной

286 ХН. О Б О Б Щ Е Н 1 Е. ,его вниманiе. Совершенно аналогичная привычка мысли неми­ нуемо приводитъ чеЛОВ-Вltа и къ обобщенiю. Что такое, въ са­ момъ д-Вл-В, представляетъ изъ себя обобщенiе? 3аключенiе отъ испытаннаго къ неиспытанному, отъ изв-Встнаго къ неизвiJст­ ному, отъ прошлаго и настоящаго къ будущему. Все въ этомъ .д-Вйствiи нашего мыслительнаго ,аппарата произвольно и оши· бочно. Мы не имiJемъ собственно права предполагать, что но­ выя явленiя непремiJнно должны ПрОИЗ0ЙТИ и что, если это ·случитсл, то они будутъ сходны съ прежде бывшими лвленiями. Будущее недоступно длл нашего опыта. Мы не им-Вемъ ни одного ДОltазательства,подтверждающаго наступленiе будущal'О, .и никаltихъ указанiй на 1'0, что за воспринлтыми впечатлiJнiлми должны сл-Вдовать другiл. ТiJмъ не мен-Ве, мы не сомн-Вваемся • ни минуты, что завтра наступитъ новый день и что онъ будетъ до изв-Встной степени повторенiемъ нын-Вшняго дня. Каltимъ путе:мъ доходимъ мы до этой увiJренности? ИСltлючительно бда­ годаря привычкiJ нашего мыслительнаго аппарата. Всл-Вдствiе 'того, что ДО сихъ поръ за Itаждымъ воспрiятiемъ сл-Вдовало новое воспрiятiе, нашъ умъ свыкся съ представленiемъ, что это · Bc~гдa таltЪ будетъ и должно быть. JКелая восполнить пу· .с'готу невiJдомаго грядущаго, онъ украшаетъ ее памятными образами, т. е. повторенiями прежде воспринятыхъ JIвленiЙ. »Отъ сегодняшняго дня, отъ сегодняшней ночи, ничего не жди, кром-В ТОГО, что принесли вчерашнiе" , говоритъ Гете .въ своемъ "3ападно-восточномъ Диван-В" . СовiJтъ этотъ ГлуБОКОМЫСЛЩIЪ, но въ сущноети излишнiЙ. Не смотря на все наше желанiе, мы не въ состоянiи требовать отъ сеГОДНJIШНЯГО дня и особенно отъ завтрашняго ничего та· когр, чего не далъ намъ уже вчерашнiй дещ:,; мы знаемъ только то, что уже испытали. То, что мы называемъ будущностью, ~CTЬ не болiJе, какъ отраженiе прошлаго, которое всл-Вдствiе иллюзiи зр-Внiя намъ представляется какъ бы лежащимъ передъ нами, между тiJмъ какъ оно на самомъ д-Вл-В находится позади насъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1