В поисках за истиной

294 хн. о Б О Б Щ Е Н 1 Е. ел, создаютъ въ своемъ сознанiи образъ явленiй и переносятъ , его H~ все, что имъ попадается на глаза, таItъ что они подъ конецъ видятъ всюду толыtО факты, подтверждающiе ЭТУ ги­ потезу. Для провърrtи моихъ словъ существуетъ простой ОПЫ'l'Ъ r доступный каждому. Нарисуйте на листъ бумаги четыре одина­ ково ДЛИIIНЫЯ и ТОJIС1'ЫЯ: ЛИlIiи, таltиМЪ образомъ, чтобъ двъ изъ нихъ пересъrtали другъ друга подъ прямымъ УГ.'Iомъ въ централь­ ной точIt'Б и образовали-бы латинсrtiй rtрестъ (прямой) а двъ дру­ гiя-андрееВСltiй (косой) . Послъ того начните разсматривать ЭТУ фигуру съ предвзятой мыслью УВИД'БТЬ одинъ изъ крестовъ, пря­ мой или косой. Дъйствительн(), крестъ, ItОТОРЫЙ вы желаете ВИ­ ДЪТЬ 1 будетъ сильно выдаваться, а другой, хотя и также отчет­ ливо нарисованный, уйдетъ на заднiй планъ, ПОltажется блъд­ нъе и превря:rится въ СltРОМНЫЙ придаТОltЪ перваго . НеВ'БР­ ная, но сдълавшаяся почему-нибудь модной, гипотеза группи­ руетъ ВОltругъ себя громадный матерiалъ. Д.1Iя доказательства своей правильности, и господствуетъ, опираясь на устойчивый фундаментъ яко-бы воспринятыхъ фактовъ въ теченiи десяти.тБтiЙ и вЪковъ. Это ПРОДО.1Iжается до тъхъ поръ, ПОltа не явится сильный умъ, КОТОРЫЙ,при Itрайне сосредоточенномъ вни:манiи, наб.1Iюдаетъ явленiя БОЛ'Бе при помощи чувствъ, ЧЪ:'ilЪ пут~:мъ готовыхъ памятныхъ образовъ сознанiя, и прих'одитъ, благодаря этому, къ убъжденiю о неСОО'ГВ'.kl.'ствiи гипотезы явленiя:мъ. Посдъ всего сказаннаго, меня крайне удивляетъ, ItаltИJl1Ъ образо:мъ философы въ теченiи выIовъъ :могли спорить объ относительномъ достоинствъ индуктивнаго и дедуктивнаго ме­ тодовъ. Индуrщiя должна будто-бы СОСl'ОЯТЬ въ безпристраст­ номъ наблюденiи фактовъ и въ выведенiи изъ нихъ закона , а дедуrщiя-въ у:мозрительномъ построенiи заrtона и въ прило­ женiи его ItЪ фаltта:мъ. БЭItOнъ Веруламскiй считается родова­ чальниrtОМЪ индукцiи, а средневъковые фи.'IOСОфЫ-СХО.1IаСТИItи- , лучшими представителями дедуктивнаго :мышленiя. Но въ сущ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1