В поисках за истиной

ЗО! хш. r Д f> И С Т И Н А? исторiи, задающейся ц-Блыо найти истину въ явленiяхъ давно минувшихъ,ОТЪ ltOТОРЫХЪ У ней ниqего не сохранилось, ItpoM'h полустертаго слJща въ пеСlt-Б и неяснаго отголоска, или и того меньше? .я: не хочу быть несправедливымъ по отношенiю ItЪ ИСТО­ рiи. Она занимаетъ въ энциклопедiи наУltъ чудесное и исклю­ qИ'fедьное М'БСТО, потому что, въ противуположность вс-Бмъ другимъ наУltамъ, не приб'вгаетъ къ обобщенiямъ и не знаетъ ни гипотезъ, ни заltОНОВЪ природы. ИСТОРIЯ есть един­ ственная HaYlta, удовлетворяющая выставленному въ пре­ дыдущей глав-Б требованiю, а именно-она стремится ТaItъ по­ HяTь И представить явленiя, Itакъ они д-ВЙствите.lIЬНО были восприняты органами чувствъ, и тщательно изб-Вгаетъ ПРИС(\единять Itъ ним:ъ Itаltiя-либо абстракцiи, не · присущiя имъ. Только само явленiе есть н-Вчто р~альное, а его истод­ ltOBaHie, обобщенiе, COqeTaHie съ другими явленiями, вы­ веденiе изъ вн-Вшнихъ приqинъ и подqиненiе законамъ есть. произвольно прибавленный элемептъ, такъ Itаrtъ тодыtO чув­ ственное воспрiятiе явленiя ведетъ къ позпанiю, а всякая догадка, прибавка и т. п. подвергаетъ челов-Бltа возможности ошибltи; поэтому исторiя, Itакъ наука, задаю щаяся Ц'БЛЫО со­ хранять толыtO одни .явленiя и изб-Вгать всего присочинен­ наго, должна была бы быть самой надежной наукой. содержащей въ себ-В бол-Ве вс-Вхъ другихъ правды и мен-Бе лжи, такъ какъ­ она заключаетъ въ себ-В наибольшее Itолиqество реальныхъ ЯВ.'IeнiЙ и наименьшую сумму субъеltТИВНОЙ работы воображе­ нiя. Въ противуположность математик-В, -ItO'fорая признается и должна признаваться субъеltтивно истинной, потому что она есть ниqто иное, Itакъ абстраltтная форма челов-ВqеСlЩГО мышленiя и занимае'l'СЯ явленiями, воспринимаемыми без ъ по­ средства органовъ чувствъ - въ противуположность матема­ тик-В, э'l'ОЙ субъеltтивно в-Врной наук-В,-исторi,я была бы са­ мой объеltтивно в-Брной, потому что посвящаетъ себя не воз:можнымъ или в-Вроятпымъ, а д-Бйствительнымъ .явленi.ямъ. ДР,_

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1