В поисках за истиной
ХЛ·. НАЦIOНАДЬНОСТЬ. 325 Itогда не примиряется съ своимъ униженiемъ. Пораб()щаемая 1-Jацiональность стаНОШf'rся смертельнымъ врагомъ поб'1,дитель иицы; она кусаетъ ненавистный rtулаltЪ, забивающiй ей ротъ, чтобы заглушить ее; она издаетъ неистовые крИItи О по~ощи, 1.'aItЪ ItаI~Ъ ей запрещено говорить, и съ отчаянными усилiлми ,стремится ltЪ иизверженiю государственнаго ПОРЯДltа, играю·· щаго по отношеиiю I~Ъ ней роль безчелов'вчной тюрьмы, а не ~бЪжища. Ни одного нормальнаго человыIаa не удавалось довести при помощи одного l~раснор'вчiя до добровольнаго согласiя быть гильотинированнымъ; это уже ДОltазано фраНЦУЗСltимъ юмори с'rомъ; посредствомъ законодательства нельзя таltже склонить нацiю, дос'rигшую самосознанiя, Itъ отреченiю отъ роднаго ЯЗЫltа и отъ своихъ нацiональныхъ особенностей. Вотъ почему государства съ разноплеменнымъ составомъ, подобныя Австрiи И Турцiи, обречены на жеСТОltiя внутреннiя междоусобiя, ItO– 'rорыя могутъ быть парализованы ТОЛЬRО радикальными сред ствами. Тartимъ радика.1ЬНЫМЪ средствомъ могла бы быть толыtо наи по.шЪЙшая децентралИзацi.я, предложенная НЪJtOторыми поли Тюtами . Но въ ближайшiя времена она мыслима лишь теорети чеСltи и неосущеСТВИМfI, на праШfИКЪ. Не забывайте, Itакъ да леко должна ПРОНИRать децентрализацiя, чтобы удовлетворить всъ нацiональности государства , въ основу котораго не легъ принципъ племен наго еДИНС'fва. Подъ полной децентрализа дiей предполагается возможность длл Itаждаго гражданина (безъ различiя пле.меннаго происхожденiл) полнаго и разно сторонняго развитiя на ВС'БХЪ по'прищахъ и пользованiл всъми общечеловъчеСltиии и граждаНСltими правами, безъ необходи мости приб'ВГа;гь ДДЯ .этого ItЪ Rаltому-нибудь ЯЗЫltу, кромъ род наго. Для достиженiя этого результата пришлось бы всъиъ адиинистративныиъ учрежденiяиъ, отъ второстепенныхъ сель скихъ ~очтовыхъ конторъ до министерствъ, и отъ мировыхъ судовъ до Государственнаго Совъта, отпраВЮIТЬ свои облзанно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1