В поисках за истиной

П. l' Е Н 1 Й И Т О Л П А. 31 найдетъ l'ОЛПУ готовой на сiзмена отвiзчаТJ> жаl'ВОЙ. А потому на банкетахъ генiевъ первый заздравный тостъ, по всей спра­ ведливости, долженъ быть . провозглашенъ въ честь людей толпы. Въ чемъ же, однаItО, заклюqается веЛИItое преступленiе толпы? Въ ея многочисленности, въ томъ, что ее не надо искать, таItЪ кartъ она всюду сама лiззетъ на глаза, что она СОC'l'авляетъ правило, а не исключенiе. Если же ее раз­ сматривать саму по себiз, помимо ВСЯItихъ Itоличественныхъ о.тношенiЙ, то, оставаясь справедливымъ, нельзя не при­ знать, что она-молодецъ хоть Itуда. Ея вн'вшность обыш­ новепно бываеl'Ъ лучше, чiзмъ даже у Itрасивой обезьяны, ХО'fЯ она и не можетъ сравниться съ Аполлономъ Бельведер­ СItИМЪ, ltOl'ОрЫЙ Бпрочемъ тоже опошлился бы, еслибы состав.'Шлъ типъ средпяго человiзItа; посредственность болiзе ловка, qiзмъ дрессированный пудель, хотя и не достигаетъ ЛОВItOсти 1,.1oYHa, котораго бы тоже считали неУItЛЮЖИМЪ, еслибы Itаждый крестышскiй маЛЬЧИItЪ МОl'Ъ стоять на головiз и дiзлать воздуш­ ные ПРЫЖItи съ l'акою же легкостью, каltъ онъ ходитъ, или еслибъ онъ могъ прокалывать рапирой мухъ на ст'внiз 'fакже ЛОВItо, ltаltъ нын'в подбрасываетъ вилами сiзно; посредственность часто бываетъ смышленiзе устрицы и даже умнаго слона, хотя и не об.lадаетъ глубокимъ и острымъ умомъ Дарвина, зна­ менитые ЗaItOны ItOTOparo философы будущаго в'вроя'fНО по­ ставЯ1'Ъ не выше физiологичеСI~ИХЪ теорiй Парменида или· Ари­ стотеля · .кто употребляетъ выраженiе ( толпа )) , тотъ просто подразум:Вваетъ большинство; а ItTO презираетъ послiздпее, тотъ возстаетъ противъ теоретическаго основнаго закона, ре_ ' гулирующаго весь государственный и общественный строй. Положимъ, что многихъ людей этотъ ПРОСТУПОltъ не TO~ЬKO пе ПУl'аеl'Ъ, но даже иныхъ совершенно искренно, а другихъ лицемiзрно привлекаетъ. "Ненавижу НИЗltУЮ толпу и держусь отъ нел особюшомъ", говорятъ они съ Горацiемъ; они 01'КрЫТО заявляIOТЪ, что принадлежатъ It']", меньшинству, и I'ОРДЯТСЛ этимъ; они утверждан;>тъ, что чувствуютъ, мыслятъ И судлтъ не таltЪ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1