В поисках за истиной

34 П. г Е Н 1 Й И '1' О Л n А. воззрi>нiй и намi>ренiй, Itъ солидарности съ собой, слi>дова­ тельно, въ ЕОНЦiэ ЕОНЦОnЪ, ItЪ гармонiи мел"ду генiемъ И '1'0.1- пой?? .. А въ служенiи героямъ развiэ не СRазывается желанiе, чтобы l'еРОЙ-ИСItлючитсльное явленiе - сдi>лался Itризнаннымъ предметомъ уваженiя и ПОltлоненiя для Ивапа, Петра, Павла и др? Мнiэ это Rажется постояннымъ IIодмигиванiемъ въ сторону толпы, Ii,OTOpOe не вполнi> вяжется съ ВЫСЕазываемымъ Ii,Ъ ней презрi>нiемъ. КаЕое дi>ло человi>ч, преЗИJ?ающему толпу, до ел мнi>нiл? RаRая ему польза отъ ея соqyвствiя или ПОltлопенiя? Изъ 'l'еорiи ТреЙТЧltе логично ВЫ'l'еRаетъ, что Фридрихъ ВеЛИRiй или Iосифъ П ДОЛЖНЫ бы были по настоящему отречься отъ пре­ стола и уступить его ЕаЕОМУ пибудь честному, дюжинному ч~ену своей фамилiи, таltъ каItъ сами они черезчуръ ВЫСОЕО СТОЮIИ, . чтобы возиться съ толпой; они не могли находить серьезн.аго ИН'l'€реса въ просвi>щенiи дураltОВЪ, и ихъ же.мчугъ не для того имъ былъ данъ, чтобы метать его передъ свиньями! Съ ТОЧIШ зрi>нiя Rарлейля, вi>роятно, Микель-Анджело унизилъ свое до­ стоинство, поставивъ свосго Моисея передъ праздной, у.1ИЧНОЙ толпой, а Гете-разрi>шивъ изданiе Фауста для употребленiя въ женскихъ ШIщлахъ . Сочувс'rвiе человi>чеСli,аго стада, вм:rЗ(~то то­ го, чтобы радовать, должно БЫJюБы, напротивъ, 'rревожить ихъ Они должны были бы ВОСItликнуть, подобно тому послi>дователь­ ному оратору, IЮТОРЫЙ сросилъ: "аплодируютъ-ра3ll'.в я Сltазалъ глупость?" Фридрихъ ВеJIИItiй тогда заперся бы въ заМОItЪ, ОRруженный паркомъ, и не им'.влъ бы НИ,чего общаго съ наро­ домъ; Гете ДОJIженъ былъ бы удаJIИТЬСЯ на пустынный островъ И читать тамъ собственные с'rихи самому себi> , а мы МОI'ЛИ бы ВОСltJIИltнуть: "да здравствуетъ JIогика!" Во всемъ этомъ СIi.азывается противорi>чiе, отрицать кото­ рое немыслимо. Съ одной стороны, выражаю'l'Ъ презрi>нiе толпi>, а съ другой-ничего не предпринимаю'l'Ъ, не загллнувъ ей въ глаза. у нея отрицаютъ способность судить о генiальныхъ произведенiяхъ, а между тiэмъ лучшей меч'rой генiя являет­ ся сдава II безсмертiе, '1'. е. признанiе массы. За 'l'ОJIПОЙ не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1