Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Лишь промышленный переворот в Англии, от крывший эру крупной промышленности, поставив ший в строй ткацкие, прядильные и другие ма шины, ускорил развитие и совершенствование путей сообщения. В 1748 г. впервые из Америки поступило восемь тюков хлопка. Через 70 лет эта цифра выросла до пяти миллионов. В тридцатых годах XIX столетия обороты внешней торговли Великобритании в среднем ежегодно выражались в сумме свыше 85 миллионов фунтов стерлингов. Существовавшие пути сообщения уже перестали удовлетворять английское купечество. Хлопок, кото рый перевозили из Ливерпульского порта в Ман честер, задерживался в дороге месяцами. Путь из Америки через Атлантический океан хлопок про ходил быстрее, нежели 50 километров между этими двумя городами. Хлопчатобумажные ткани доставля лись из Манчестера в Ливерпуль по шоссе на выоч ных лошадях. Правда, Ливерпуль и Манчестер были соединены двумя каналами, принадлежавшими знат ному лорду. Однако высокие тарифы перевозки и ма лая пропускная способность этих каналов никак не отвечали интересам английских торговцев. "Средства транспорта и сношеНИЙ,-писал Маркс, аавещанные мануфактурным периодом, скоро превра тились в невыносимые путы для крупной промышлен ности С ее лихорадочным темпом производства, ее массовыми размерами, с ее постоянным перебрасыва нием масс капитала и рабочих из одной сферы произ водства в другую и с созданными ею новыми связями, расширяющимися в мировой рынок". Вот почему купцы и промышленники материально поддержали практическое осуществление железных дор ог. Остальные имущие классы встретили это сме лое начинание враждебно. Владельды крупных лати фундий крепr~о цеплялись за свои феодальные приви легии. Боясь отчуждения земельных владений, через которые должны были пройти железные дороги, они жестоко противодействовали железнодорожному строи тельс'l'ВУ. В такт феодалам вторили защищавшие свои 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1