Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
лично присутствовали при ИС'l'язаниях. Оба прини мали кю~ должное, когда запуганные белоруссы землекопы низко склоняли перед ними свое ТУJIовище, затем, тихонько подбегая, осторожно прижимали к гу бам края их одежды. При этом они приговаривали: "Целую, пане полковник". Потом удалялисъ, так же согнувшись. Полиция не всегда ограничивалась березовой I{a– шей. Держали взаперти по несколько суток в темном хлеву, предварительно накормив сеJlедкоЙ. 3ачинщи ков "шума" сажали на горячую плиту. Это средство прак'Гиковалось в полицейском управлении Северной дирекции. Жандармы одни держали порядок на линии. Под рядчики и их приказчики не решались ночевать в своих ItOHTopax до перевода туда полиции. С увели- '\ чением работ число рабочих ДОШJIО до 60 тысяч чело век. В мае 1846 г. число жандармов увеличпло сь вдв о е. Во временном жандармском эскадроне стало значиться 11 обер-офицеров, 18 унтер-офицеров н 145 рядовых. Если Таврическое и Херсонское губернские упра вления заказывали в Киеве пучки березовых розог для наказания крестьян, то железнодорожному полицей скому управлению не приходилось прибегать к бере зовому импорту: березы на линии железной дороги хватало с избытком. Только два дистанционных офи цера, Вроблевский и Ведринский, заставили розгами отрабатывать уроки ,,1128 предававшихся буйст13У и нерадению рабочих". Голубой мундир был пугалом на постройке же лезной дороги. Окрестные I~рестьяне, проезжавшие в своих тележках, при виде жандарма дергали вере вочные, надвязанные во многих местах вожжи, стре мясь подальше отъехать на своих мохнатых, заморен ных лошаденках. В искусстве наказания розгами младшие офицеры состязались со своими начаЛЬНИI\:ами. Вновь назначен ный начальник полицейского управления Южной ди рекции подполковник Дурново спешил засвидетель ствовать св ои профессиональные способности в области порки и наказания кнутом. После поеЗДIШ по линии 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1