Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

сок для солдатских кроватей, план расположения ком­ нат в департаменте железных дорог. Личные доклады государю, инспекторские осмотры поглощали у графа большую часть его времени. Перед сном Клейнмихель имел привычку просматривать жур­ нал своего ведомства. 3аметив несколько опечаток, он приказывал немедленно отправufь журнал · редактору для исправления. Редактор журнала "Пути сообщения" Владимир Соболевский уже привык к подобным . дей­ cTBияM графа и никогда ночным приездам фельдъегеря не удивлялся. Мечтою Клейнмихеля было написание "строитель- r ного устава". "Я затеваю большое дело, - говорил он, - пишу са­ мый подробный строительный устав: там все будет. Какая бы ни была постройка, о каждой будет особая глава с инструкциями и чертежами, и потом общее оглавление. Нужен мост 5 сажен ширины, 15 сажен длины. Ищи в оглавлении мост, потом: такой-то длины и ширины. Когда этот труд будет готов, прогоню всех каналий инженеров". В своих действиях граф старательно копировал царя. Получив выговор от императора, он через не­ сколько дней слово в слово о бъявил его уже от своего имени вице-директору департамента Кролю. Крутой граф был грозой для окружающих. "При­ езд Клейнмихеля уподоблялся холерной эпидемии, которой при ее появлении чрезмерно боятся, равно как по окончании все о ней забывают ... Во время его пребывания все чего-то опасались ..." Начальник же­ лезнодорожной жандармерии князь Белосельский-Бе­ лозерский издал специальную инструкцию о том, как встречать графа. В ней точно указывалось место на- ( хождения полицейских чинов и то, как должны были они кланяться и отвечать на заданные им вопросы. \ После каждого пуtrкта ответа было написано: "и ни полслова больше". Походные священники обязаны были встречать графа с крестами. Только после того как инструкцию БелосеЛЬСltОГО-Белозерского высмеяли в одном из парижских "геуие", церковные парады были отменены. 8* 11S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1