Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Кузьмин еще долго смотрел вслед укатившим ко­ ЛЛСI~ам, потом медленно пошел в контору. Дойдл до просторной избы, подрлдчик на мгновение остановилсл перед вывеской: "Кроме субботы, рабочим людям без особого на каждый раз вызова-вход воспрещаетсл", потом вошел в контору. Опустившись в ~жаное кресло, с облегчением вспоминал он все подробности налета крутого графа. - Пронесла нечистал сила! Будь ты неладен! И довелuсь же мне приехать с Валдал так невпопад! В противоположность ветреному Шарабанову, про­ водившему большую часть времени в цыганском та­ боре хоровода Соколова и в итальлнской опере, Кузьмин непрестанно объезжал места работы. Строго наблюдал за приказчиками, одарлл инженеров и офицеров. Каждую взлтку заносил в роспись даров, подносимых начальству. Своими успехами Кузьмин далеко оставил позади себл подрядчиков Вейсберга и Маврина, которые только копировали своего удаqливого при.ятелл. Спустл не­ сколько лет после Оi.\.онqанил постройки Кузьмин со­ рвал с казны, по решению сената, дополнительно не­ сколько миллионов рублей, так как ему удалось до­ казать, что сметы инженеров производителей работ "беззаконно нарушали урочные положенил" . Через окно, выходлщее на двор, Кузьмин увидел, как толпа конюхов запрягала рысистых коней в "проч­ ные, приличного вида телеги, удобные длл помеще­ ния двух особ". Рлдом с большим деревянным зданием конторы по· мещались провиантские :магазины и склады фуража. В больших конюшнях стояло 40 лошадей. Большин­ ство их - маленькие, призе:мистые - подвозили к :месту работы печеный хлеб, строительные материалы и про­ дукты. Остальные лошади служили для разъездов офицеров. Сами офицеры - Панаев, Чекасов, Поземков­ скии - сын владельца конных заводов, Миклуха-Мак­ лай - отец буп:ущего пионера Новой Гвинеи, решили достойно отпраздновать отъезд Клейнмихеля. . Офицеры нетерпеливо расхаживали по обширному двору конторы, живо обсуждая план увеселительной 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1