Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

А там, на линии постройки, на болотистых топях, в долинах peI(, в разгар эпидемии холеры рабочие люди, стоя в виде, оканчивали кладку мостовых устоев. Тогда еще не было кессонов, и основания под быки устраивались на сваях. 3абивались они на беспример­ ной по тому времени глубине. Головы свай зали вали бетоном, ограждая быки от размывов. Все подводные работы производились с помощью во:щушного Iилокола. Мельников и молодой инженер Журавский, недавно ОI{ОНЧИВШИЙ институт, самолично и через приказчиков и полицию, подхлестывали рабочих, стремясь выпол­ нить к сроку полученное задание. Беспрестанно от Rлейнмихеля наезжали адъютанты. Каменщики укла­ дывали гранитную постель (под ферменные камни), ItaMHeTecH обтесывалн стены и тротуары, плотники резали ножовками доски, строгали сосновые и дубо­ вые брусья для ферм. Сотни крестьянских подвод пuдвозили к новостроящимся местам чудесный рус­ ский лес, железо, известь, IШРПИЧ и песок Фермы собирались в устроенных для этого сараях. Для большей прочности дерева фермы пропитыва­ лись особым составом из железного I{упороса и хло­ ристого кальция. 3аливали расплавленным свинцом металлические наклонные связи, скрепляюшие пролет­ ные строения с устоями. Мосты покрывались железом, устои облицовывались гранитным камнем. 3а всеми сооружениями наблюдал самолично Уист­ лер. Воспитанник американской военной академии, он оказался искусным артиллерийским офицером, превос­ ходным военным тuпографом, отличным инженером и крупным ученым. Два года управления локомотив­ ным заведением в Ловелле (штат Массачузетс) сделали его знатоком паровой машины. JI\ивой, расторопный, он все время разъезжал по линии строившейся желез­ ной дороги. Лично обозревая местность, Уистлер выбирал наи­ более выгодные ТОЧIШ дЛЯ трассы. Исправлял ли­ нии, начертанные при начальных ИЗЫСIШНИЯХ. Благо­ даря ему удалось обойти большие покатости за Кли­ ном и избегнуть осушения ряда болот. Там же, где это было необходимо, УИС'l'лер сам выбирал способ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1