Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

экипаж, выстроенный Кюньо, свалился при следо­ вании по улицам Парижа. Тогда эту идею забро­ сили. Почти сорок лет спустя, в 1802 г., в Англии появился новый паровой экипаж, на этот раз имевший большой успех. Новая машина, ююбретенная механиком из Корнва­ лисса Ричардом Тревификом, состояла из котла с топ­ кой и горизонтального цилиндра. Паровой экипаж, сопровождаемый толпой любопытных, свободно катился по улицам корнвалисского города Кэмборна. Самое трудное было тронуть экипаж с места; чтобы поднять пар, огонь в топке раздували мехами. Через год Тревифику удалось построить другую паровую повозку, которая предназначалась для дви­ жения по рельсовым путям. Это и был первый в мире паровоз. Несмотря на ряд недостатков, он оказался в состоянии перевозить вагоны весом до 10 тонн со скоростью 8 километров в час. На протяжении 20 киломе'l'РОВ пути паровой экипаж неСI{ОЛЬКО раз останавливался, а, проходя под мостом, сломал об арку моста свою кирпичную трубу. Большого распростра­ нения экипаж Тревифика так и не получил. Из всей многочисленной плеяды изобретателей пол­ ного успеха добился лишь Георг Стефенсон. Сын ру­ докопа, он в ранней юности прекрасно управлял машиной, доставлявшей уголь из шахты. Вечерами, чтобы заработать еще пару шиллингов, он грузил уголь на корабли. Стефенсон занимался ночами. Стре­ мясь к знаниям, он просил своих более грамотных товарищей прочитывать ему газету. Он успевал вы­ делывать сапожные колодки, чинил испортившиеся солнечные часы у соседа, исправлял машину в зато­ ПJlенных водою копях. В округе за ним прочно укре­ пилась почетная кличка: "доктор машин". Идея создания нового, практически удобного паро­ воза возникла у Стефенсона еще во время работы в копях. Георг Стефенсон усилил тягу в топке паровоза тем, что отработанный пар выпускался через дымовую трубу. Увлекая за собой газы, пар способствовал притоку в топку свежего ВDздуха. Этим вызывалось интенсивное 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1