Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
расходиться, офицер обнажил шашку, и по его CIr– налу гвардейцы двинулись вперед. Сбитая неожидан ным нападением, толпа в испуге повернула обратно. Гвардейцы гнали ее еще неСRОЛЬКО верст по шоссе, а затем возвратились в Царское Село. Спокойствие царя нарушено не было. В том же 1844 г. из Спирова по направлению к МОСЕве бежали девяносто землекопов. Под Rарауло:м они были возвращены на место работы. По приказу жандаРМСRОГО подполковника Тизенгаузена зачинщики побега были сечены нещадно. Из всех жандармсн:их офицеров, служивших на по СТРОЙI\е железной дороги, барон Тизенгаузен особо выделялся своей энергией. Он больше, чем другие, разъезжал по дистанциям и участкам. На местах зна комился с содержанием записок, донесений, рапортов кои беспрестанно шли в сеI{ретную часть. На перекличках Тизенгаузен подмечал тех рабо чих, Еоторые не работали по причине болезни. При казчикам он внушал, что от них можно ожидать ноч ных ПРОГУЛОR скорее, нежели от людей, утомленных прилежной денной работой. Боязнь ночных ПрОГУЛОR была вызвана возниRшиыи в СтариЦI\ОМ уезде грабе жами, в ЕОТОРЫХ подозревались чернорабочие С.-Пе терБУРГО-МОСRОJ3СКОЙ железной дороги. По распоряже нию НИI\олая в Старицкий уезд были посланы два эскадрона гусар RоролеВСRОГО Вюртембергского полка. Гусары были отправлены для ПОИМRИ грабителей и надзора за местностью. Одеваясь под проезжего, Тизенгаузен часто вступал V' в разговоры с рабочим людом, прислушивался R слу хам и ТОЛRам. Во всех дистанциях имелись свои тай ные доносители. Такая система секретного наблюдения даваJlа возможность узнавать многое. Тю{ Тизенгаузену стали известны фамилии инже нерных офицеров, интересовавшихся политичеСRИИИ событиями во Франции. Офицеры следили за событиями по газете Эмиля JI{ирардена, "La Presse", единствен .. ной из числа допущенных в Россию. Тизенгаузену было точно известно, кто из офицеров зачитывался Ламартином, Ледрю-Ролленом, Одилоном Барро- 9 Пе'rарбург-Москва 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1