Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

в витебский острог. Там артиллеРИЙСIШЙ кузнец зако­ вал его в кандалы. Витебский губернатор выполнил приказ Николая. Об остальной артели он писал: "К возврату домой они принуждены были неаккуратностью подрядчиков, которые давали им самое плохое содержание, не пла­ тили денег на ПОКУПl~у сапог, через чего они попор­ тили себе ноги, что старост они не били. Н:рест:ряне просят их оставить на месте или сослать в арестант­ ское отделение, лишь бы не отправлять на столь тяжелые работы, которых при даваемом подрядчиками дурном содержании они выдержать не могут". Выводы витебского губернатора подтвердились рас­ следованием Мясоедова. Свой рапорт он закончил мовами: "Русский человек по вере своей к богу и царю весьма терпелив, и надобно сделать ему чересчур много жестокого, чтобы он подумал ослушаться хотя временной власти, над ним постановленной, а потому в настоящем деле, мне порученном, я обвиняю под­ рядчиков и те власти, кои безусловно из денег пору­ чают им своих рабочих". Губернатор получил предписание - вернуть людей обратно в Кузнецово. Матвей Давыдов был отправлен под конвоем жандармов в Валдай. Кроме Давыдова, в Валдайский тюремный замок были вытребованы Фи­ липп Семенов, Антон Кириллов и Петр Денисов. Перед отправлением по этапу Давыдову обрили половину головы. Потом, совместно с другими арестан­ тами) подлежащими препровождению по этапу, пр~ крепили к железному аршинному пруту. На прут надевалось десять запястий, с продетыми в них ру­ ками арестантов. Каждое запястье запиралось замком. Конвойный унтер-офицер, спрятавший ключ: от замка в сумку на груди, получил приказание иметь особый присмотр за арестантом Давыдовым. Сумка, обвязан­ ная тесемкой, была запечатана и открывать ее в пути строго запрещалось. Прут был введен еще в 1824 г., по представлению командира внутренней стражи графа Комаровского. Это было страшное изобретение . . Разных людей соеди­ нял прут. Друг от друга отличались они ядорочьем, ..J39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1