Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

и лестницей на спине спешили зажигать фонари. В руках фонарщики держали кувшины с маслом. К ночи город светился огнями плошек. Сидя за обеденным столом в первый день приезда в Москву, Николай спросил Клейнмихеля : - Когда же ты повезешь меня по железной дороге? - На будущий год, ваше величество! К сто.НУ был приглашен и Мельников. По оконча- нии обеда I\.леЙнмихель отозваJI Мел])никова в сторону: - Вы слышали мой ответ? - Это немыслимо, Петр Андреевич! - Я обещал, а государь привык верить моим сло- вам. В августе будущего года он должен проехать по рельсам от Петербурга до Москвы. Оставалось полмиллиона кубических саженей зем­ JJЯНЫХ работ, не считая досыпки откосов и осадков насыпей. Нечего 6blJIO и думать, чтобы для возобновлениSI работ ждать, как обычно, весны. Нужно былu присту­ пить К ним 'l'отчас же, не считаясь с наступлением зимы. Оставшиеся выемки должны были быть произве­ дены n крепком глинистом грунте. Десятки тысяч I~pe­ стьяв, проживавших вблизи линии, были согнаны для окончания работ. Заступов не хватало. Мужчины рыли землю сошниками, надетыми на толстые палки; жен­ щины выносили вырытую землю в лукошках, ведрах, рогожах, мешках, фартуках и даже просто в подолах. За один месяц выемки были произведены на ширину одного пути с крутыми откосами. 'Гам, где земляное полотно оседаJiO, его засыпали землей, снова разравни­ ваJIИ и утрамбовывали гравелистым песком. Из-за малого знания дела откосы устраивались двойные и тройные. Часто насыпи возводились из грунта-плывуна. Пятисаженная Степановская насыпь расползлась сразу же после сооружения. В зимнее время насыпь забрасывали глыбами за­ мерзшей глины. Расколоть их обычными средствами не БЫJIО возможности. Зарытые на большую глубину, твердые I~УСКИ глины при наступлении летней жары и дождей оттаивали. Пространство между ними заполня­ лось разжиженной землей. Цасыпь сползала в сторону. /44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1