Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

в 1829 г. была закончена постройка Ливерпуль­ Манчестерской железной дороги. Строителям дороги пришлось преодолевать естественные преграды: осу­ шались торфяные болота, взрывались скалы, прокла­ дывались туннели. Постройка Ливерпульской дороги обошлась в 25 миллионов рублей. Для дороги Стефен­ сон вместе со своим сыном Робертом построил па­ ровоз "ракету". В этом паровозе Стефенсон применил трубчатый котел, повышавший парообразование, и ряд других усовершенствований, увеличивающих мощность паро­ воза и скорость его движения. В первый проезд Стефенсона по Стоктон-Дарлинг­ тонской железной дороге одному из членов IIарламента отрезало ноги. После этого задумались над безопас­ ностью движения. Появился оборотный диск, разре­ шающий и запрещающий движение. Телеграфа не было, и посреди каждого пролета ставили большой столб. Тот поезд, который миновал столб ранее другого, по­ лучал право беспрепятственного движения вперед. Встречный поезд, не успевший дойти до столба, давал задний ход и двигался в обратном направлении. Лов­ кие дельцы иногда ставили на переднюю платформу похоронный катафалк, и в этом случае все встречные поезда уступали им дорогу. Ливерпульская железная дорога привлекла к себе грузы, которые в течение восьмидесяти лет перево­ :шлись по каналам и реке. 3а год она перевезла пят­ надцать миллионов пудов груза и около полумил­ лиона путешественников. В повозках, нарочно для этого устроенных, из Ирландии доставляли рогатый скот. Почта, перевозимая по дороге, сберегала правитель­ ству значительные суммы. Введение паровой тяги, явившееся огромным тех­ ническим завоеванием, произвело революцию в спосо­ бах сообщения между странами всего мира. Железные дороги форсировали переворот в экономических отно­ шениях. Дешевизна и скорость перевозки грузов уско­ рили рост промышленного и торгового капитала. Ста­ рая обветшалая техника уже не могла никого удовле­ творить. Приходилось ломать устаревшую технику. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1