Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

После графской ревизии начали готовиться к про­ езду императорской фамилии. На расстоянии 1сего пути между столицами расставили несколько тысяч солдат военной стражи. По всей линии, в ожидании высочайшего проезда, запретили движение не только служебных поездов, но и дрезин. Одно обстоятельство едва не помешало проезду Николая. Рабочие люди, ЗaI~анчивавшие постройку мостов на четвеР1'ОМ участке, не получая следуемых денег, готовились оставить работы. Мельникову при­ шлось срочно выслать для расплаты 25 тысяч рублей серебром. 3а три дня до царского проезда дорогу подвергли последнему испытанию. По ней перевезли два батальона ceMeHoВI~oB и преображенцев. Гвардейцы прибыли в . Москву без всяких происшеетвиЙ. rГо гда решились пустить царский поезд. [ В 4 часа утра 18 августа 1851 г. из Петербурга по рельсовым путям вышел первый императорский поезд . .в составе следовали салон-вагоны, опочивальня, свит­ ские вагоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми переходами. Свежий воздух доставляли бронзовые вентиляционные трубы с флю­ герами и орлами наверху. Нагревательные трубы были замаскированы бронзовыми решетками, которые слу­ жили убранством вагона и не отнимали места. В прием­ ном вагоне потолок был белого атласа, стены обиты стеганым штофом, двери мозаичной работы, мебель покрыта малиновым штофом. На видном месте стояли часы-канделябры из бронзы и севрского фарфора. Опочивальня обита пунцовой материей и устлана ковром. В ней находились зеркала и туалеты из розо­ вого дерева и букеты ИСКУССТВ'8нных цветов. На сте­ нах - розовые драпри. Для обивки стен и мебели были приглашены декораторы из Лиона. Начиная от Петербурга до Москвы, по правой сто­ роне были установлены полосатые верстовые столбы, окрашенные в белый и черный цвета с красными коЙмами. В окна ГШJДели тонкие сосенки с зелеными вер­ хушками, худенькие березки, невысокие ели, мшистые 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1