Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

~""'-'----:-~-'1 J i ., ! Один lIЗ первых товарных паровазов С.-Петербурго­ Мос"овСI<ОЙ железной дороги с приделанным впереди снегоочистителем болота, низкая трава, едва выглядывавшая из воды. В народе траву называли "Иван-чай". Болота, озера, быстрые горные ручьи перемежались с мелким лесом. Малорослый осинник открывал в пролесках громадные оБЛОМIШ гранита, некогда занесенного из Финляндии. Поезд миновал деревянные баки на высоких сваях, в которых холодными ночами замерзала вода. Баки существовали на тех станциях, где еще не были до­ строены водоподъемные здания. Из отдаленных источ­ ников воду к бакам доставляли на лошадях. Мелы~али каменные сторожевые будки, деревянные домики для кондукторов, кочегаров, воинской Itоманды, забитые досками почерневшие впадины окон в неот­ строенных зданиях, клети для отхожих мест, подпорки и неразобранные леса у мостов. Быстро исчезали све­ жие садики, сооруженные из срубленных деревьев, воткиутых в землю заостренными концами. Дорожки были покрыты белым тонким песком. Деревья убира­ лись прочь тотчас же, как скрывался императорский поезд. День выдался отменный, и солнечные стрелы ле­ тели в окна вагонов. Николай рассматривал атла.с 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1