Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Внебольшом отделении телеграфа Николай наблю­ дал, как бежала лента по приемному аппарату. - А что бы спросить 1 Узнайте, пожалуй, какая в Петербурге погода сегодня. Ответ ожидался не ш~оро. Николай в сопровожде­ нии свиты вышел на перрон. Толпа собралась погла­ зеть на монарха. Николай подошел к локомотиву и, касаясь его РУI~ОЙ в белой перчатке, сказал: "Вот какую я себе нажил лошадку". В_ вагоне поезда Николай не переставал восхи­ щаться всем виденным. "Огромные, истинно изуыи­ тельные сооружения, соединяющие в себе все условия изящного вкуса с самой превосходной отделкой". Окружающим царь говорил, что успехом он обязан "единственно-примерному и особенному рачению графа Клейнмихеля" . Царь удостоил Клейнмихеля высочайшей благодар­ ности. Крафт и Мельников получили ордена святой Анны с императорской короной. Каждому обер-кон­ дуктору императорского поезда выдали по 100 рублей, кочегару 10 рублей, машинисту 25 рублей. Перед ltaждым мостом Николай выходил из вагона и, пропустив впереди себя поезд, садился в него уже после моста. Пугливость Николая была еще с детства замечена его окружающими. Еще будучи мальчиком, НИl{олай при звуках выстрела начинал плаI~ать, за­ тыкал себе уши и прятался в бесеДI{е. Один вид ОрJ'ДИЙ устрашающе действовал на будущего императора. Однажды, гуляя по Гатчине, Николай не осмелился пройтись мимо l{репости из страха перед выставлен­ ными ПУШI~ами. Долгое время НИIИJШЙ страшился грозы и фейерверка. ,Желая блеснуть мостоы через овраг и реЧI{У Ве- .. ребье, в 25 саженей высоты и 275 саженей длины (затрат на ПОСТРОЙI~У ыоста, кстати сказать, ыожно было бы избежать при наличии лучших карт), Клейн­ ы:цхеJIЬ назначил здесь подробный осыотр. Поезд остановился перед самыы пролетом моста, словно не решаясь переСltочить преграду. Николай со СВИ'l'ой спустился В долину речушки, и по его сигнальному взмаху платком весь состав должен был 11 Петербург-Москва. 16/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1