Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Вырастал спрос на научно-технические силы. На но вую ступень поднималась культура. Благодаря удо б ству передвижения люди стали узнавать жизнь и ин тересы не только своих соседей, но и людей отдален ных c'rpaH. До того времени, как выгода железных дорог стала вполне ощутимой, финансовая аРИСТОI~ратия стояла в стороне, занимая позицию выжидания. Так, компа- ния Средиземной железной дороги не могла собрать во всей Франции и четверти нужного для постройки капитала. Учредители компании по сооружению рель сового пути из Парижа в Версаль оказались не в со- I стоянии занять пять миллионов франков. Тысячи акционеров Орлеанской железной дороги запаздывали (J со внесением следуемой подписной суммы, хотя со дня подписки миновало уже пять лет, и просрочка :' платежей влекла за собой значительный штраф. Английские банкиры первые выш.1lИ иа состояния равнодушия. Валовой доход Ливерпуль-Манчестерской железной дороги, достигший в среднем за несколько лет 189007 фунтов стерлингов в год, окааался для них весьма внушительной приманкой. Премьер английского кабинета министров Роберт Пиль, выступая в 1834 г. на избирательном митинге в Тамфорте, выразился так: "Поспешим, милостивые государи, поспешим; необходимо установить паровые сообщения от одного конца государства до другого, если только Великобритания желает удержать на свете свое положение и свое первенство". Образовались крупные акционерные компании. Глав ная лондонская биржа, до того с холодком котиро вавшая ценные б;умаги желеаных дорог, вдруг начала скупать пакеты железнодорожных акций. Страсть наживы охватила широкие круги состоятельных людей. Недавний воинственный противник дорог лорд-земле владелец, видя безудержный рост цен на земельные участки в ПО.1l0се отчуждения железных дорог, стал их рьяным защитником, заявив, "что пойдет даже на то, чтобы провести дорогу через свою спальню, а по стель готов отдать под станцию". Не удовлетворяясь территорией Великобритании, компании перебросили J~ ~ '" .,~ -.',.,-, ., ~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1