Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

свою деятельность на континент. Дорога из Парижа в Руан была построена англичанами на свои средства. Ажиотаж достиг неслыханных размеров. Всемир­ ный ростовщик, венский банкир Ротшильд, горячо выступил в защиту железных дорог. :Когда в решаю­ щую минуту при получении концессии на устройство дороги Вена - Брюнн некоторые акционеры заколеба­ лись, боясь рисковать своими капиталами, Ротшильд заявил, что "бере'l' постройку на себя и будет вести ее лично". БеЛЬГИЙСI{ИЙ король Леопольд 1 стал пайщиком железных дорог. Парижские банкиры Ротшильд и Пе­ рейра приобрели 20 тысяч акций ВерсаЛЬСI\.ОЙ железной ( _ ,дороги по 500 франков каждая. Впоследствии они про­ ~дали каждую акцию за 725 франков. На одной этой .\. операции банкиры нажили свыше 4 миллионов франков. ~ Стремясь устранить конкуренцию, jJ:tелезнодор о ж­ "" иые компании покупали новые линии, чтобы можно было провозить пассажиров за любые тарифы. Одна железнодорожная компания скупила пароходы сопер­ ничавшей с ией компании и прекратила их рейсы, заставив публику ездить по своей дороге. Бешеная реклама, погоня за неимоверно высокими дивидендами вызвали настоящий массовый ПСИХО3. :Каждый мелкий клерк, каждый торговец спешили приобрести железнодорожную облигацию. Спекулятив­ ная горячка привела к тому, что только в одном 1836 г. английский парламент рассмотрел 58 биллей о новых железных дорогах, утвердив И3 них 25 на капитал в 21 миллион фунтов стерлингов. Было построено много излишних параллельных линии. Все это, ко­ нечно, не могло не привести к ряду крахов. Много компаннй взлетело на ВОЗДУХ, унося с собой сбереже­ ния СВОИХ пайщиков. Правительства почти всюду широко поощряли пред­ приимчивость буржуазии, выдавая денежные ссуды, пособия, гарантируя получение доходов за счет без­ удержного увеличения налогового бремени, ложивше­ гося на широкие народные массы. Покровительствуя железнодорожным компания~, . ,\, предоставляя им колоссальные земельные 2 Петербург-Москва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1