Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
свою деятельность на континент. Дорога из Парижа в Руан была построена англичанами на свои средства. Ажиотаж достиг неслыханных размеров. Всемир ный ростовщик, венский банкир Ротшильд, горячо выступил в защиту железных дорог. :Когда в решаю щую минуту при получении концессии на устройство дороги Вена - Брюнн некоторые акционеры заколеба лись, боясь рисковать своими капиталами, Ротшильд заявил, что "бере'l' постройку на себя и будет вести ее лично". БеЛЬГИЙСI{ИЙ король Леопольд 1 стал пайщиком железных дорог. Парижские банкиры Ротшильд и Пе рейра приобрели 20 тысяч акций ВерсаЛЬСI\.ОЙ железной ( _ ,дороги по 500 франков каждая. Впоследствии они про ~дали каждую акцию за 725 франков. На одной этой .\. операции банкиры нажили свыше 4 миллионов франков. ~ Стремясь устранить конкуренцию, jJ:tелезнодор о ж "" иые компании покупали новые линии, чтобы можно было провозить пассажиров за любые тарифы. Одна железнодорожная компания скупила пароходы сопер ничавшей с ией компании и прекратила их рейсы, заставив публику ездить по своей дороге. Бешеная реклама, погоня за неимоверно высокими дивидендами вызвали настоящий массовый ПСИХО3. :Каждый мелкий клерк, каждый торговец спешили приобрести железнодорожную облигацию. Спекулятив ная горячка привела к тому, что только в одном 1836 г. английский парламент рассмотрел 58 биллей о новых железных дорогах, утвердив И3 них 25 на капитал в 21 миллион фунтов стерлингов. Было построено много излишних параллельных линии. Все это, ко нечно, не могло не привести к ряду крахов. Много компаннй взлетело на ВОЗДУХ, унося с собой сбереже ния СВОИХ пайщиков. Правительства почти всюду широко поощряли пред приимчивость буржуазии, выдавая денежные ссуды, пособия, гарантируя получение доходов за счет без удержного увеличения налогового бремени, ложивше гося на широкие народные массы. Покровительствуя железнодорожным компания~, . ,\, предоставляя им колоссальные земельные 2 Петербург-Москва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1