Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

правительство обогащало владельцев железных дорог за счет народного кошелыtа. "Вообще железные до­ роги дали, конечно, громадный толчок развитию ино­ странной торговли; но в странах, вывозящих главным образом сырье, эта торговля усилила нищету и бед­ ствия масс, и притом не только оттого, что новая за­ долженность, навязанная им правительствами ради железных дорог, увеличила общую сумму давивших их налогов, но еще и оттого, что с того момента, как ПРОДУltТЫ местного ПРОИЗВОДСl'ва получили возмож­ ность превращаться в космополитическое золото, мно­ гие из этих продуктов, бывшие ранее очень дешевыми, как, например, фрукты, вино, рыба, дичь и т. п., стали в значительной степени недоступными массам вслед­ ствие своей дороговизны и были, таким образом, изъ­ яты из потребления народа; а в то же время, с дру­ гой стороны, и самое ПРОИЗВОДСТВО (я разумею неко­ торые специальные роды продуктов) также изменилось, согласно большей или меньшей приспособленности его для вывоза, тогда как ранее оно приспособлялось преимущественно к местному потреблению. Ta~, на- Открытие первой железной дороги в Гер,мании Нюрнберг-Фюрт 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1