Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

и ,м,естних nродУ1>:тов, содействуют nроцветани'1О торговли . .. . . . Железная дорога, nострое1-t1-tая с вели·tаЙши,м, совершенство,м, ,м,ежду МОС1>:80Й и Петербурго.,n, дала бu воз,м,О;>lсность в 20 или · 24 ~taca доезжать от од'Н,ой столицu 1>: другой и с той оюе удоб'Н,остыо перевозить вОЙС1>:а и огро,м,пие съестпие nриnаси в nродолоюе'Н,ие 2-3 д'Н,еЙ. Если же продолжить дорогу до Нижнего Новгорода или, лу~ше, . до Н:аза'Н,и и завести правиль­ ное nаровое судоходство по Вол?е и КасnиЙС1>:О,м,у ,м,орю, тогда товар'Ы ,м,огли 6и перевозиться из Петербурга даже 1>: nриста'Н,и КасnиЙС1>:ого ,м,оря в 10 или 16 д'Н,еЙ. Си,м, С1>:ори,м" дешевы,м, и надеою1-t'Ы,м, сообщение,м, ази­ атская торговля бuла 6'ы ynpo~e'Н,a для России и уда­ лила бu сильное coв,м,ecтHи~ecтвo А'Н,глии. Дописав эти строки, профессор задумался. Он уже мысленно предстаВШIJI себе этот великий рельсовый путь: Петербург - Москва - Казань-Таганрог-Одес­ са - путь, дающий выход русским сельским произве­ дениям за границу. О России он позаботился. Теперь нужно не забыть и себл. Уверенно продолжал он свое обращение к монарху. В случае принятил проекта, в продолжение двад­ цати лет никто другой не имеет права сооружать железные дороги. Сами железные дороги в отно­ шении прав и преимуществ приравниваютсл к соору­ жениям правительства. Железные дороги навсегда остаются собственностью строителей, но по про­ шествии двадцати лет ИСltлючительнал привилегия на их сооружение уничтожаетсл. В подробном жизнеописании Герстнер изложил све­ денил о занятилх своих в качестве профессора меха­ ники в Праге и представил дип·лом на пожалование в кавалеры и члены Богемских штатов. Наконец профессор Герстнер удостоился личной аудиенции Николая. -:- Ваше величество, осмелюсь обратить ваше вы­ сокое внимание на Соединенные Штаты. Тамошние жители нашли свое спасение от расстояний в желез- 3* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1