Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

ных дорогах. Я приношу вашему величеству свою энергию и познания для выполнения исполинского за­ мысла, достойного вашего царствования. Железные дороги явятся той золотой цепыо, Rоторая соединит между собой все части империи, по справедливости называемой неизмеримоЙ. Николаи внимательно слушал Герстнера. Подробно расспрашивал об экономических выгодах железных дорог. Особо интересовался возможностью их страте­ гического использования. - Ваше величество, железная дорога будет в со­ стоянии перевезти через двадцать четыре часа после предупреждения пять тысяч человек пехоты, пятьсот человеR конницы со всей артиллерией, обозом и ло­ шадьми. Я позволю себе сослаться на Англию. Тамош- ' нее правительство во время беспокоиств в Ирландии в два часа перебросило войска из Манчестера в Ли­ верпуль для следования в Дублин. - Да, это заслуживает внимания. К последнему аргументу Герстнера Николай ока­ зался особенно чувствительным. На одном из ближай­ ших после аудиенции заседаний комитета по рассмо- " трению проекта Герстнера царь ВЫСRазался в защиту устройства железных дорог, ссылаясь на те неисчи­ слимые выгоды, которые они принесут России, в осо­ бенности в случаях "внезапных, когда потребуется передвижение войск". Николай закончил шуткой, что не плохо было бы "ПРОRатиться отсюда в Москву от­ обедать к князю Дмитрию Владимировичу (Голицыну) и потом вернуться опять к ночи назад". Польза железных дорог была признана на этом за­ седании. Однако никакого решения о постройке до­ роги комитет не вынес. Вместо этого был образован новый комитет из членов: Толя, Бенкендорфа и Спе­ ранского. Идеи Герстнера встретили противоречивые отклики в правящих кругах крепостной России. Министр финансов Канкрин доказывал, что желез­ ные дороги не станут доходными, что эта гибеJIЬная затея "имела бы последствием упадок частных и госу­ дарственных доходов, вызвав большой ропот в народе". Jб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1