Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Николай I 5 "ругу своих советников се карикатуры Густава Дора) КаНl~РИН пугал общественное мнение тем, "что при случайной порче железных дорог столицы останутся без продовольствия ... и могут ВОЗНИIшуть осложнения, которых даже предвидеть нельзя". Железные дороги не справятся с перевозками и отвлекут капиталы за границу. Да и вообще идея эта в России неосу ществима еще несколько веков. l{,нязь Волконский и КаНI~РИН горячо отстаивали мысль, что иностранцы, соорудив железную дорогу, единственно и извлекут из нее прибыль. Граф Толь, поставленный Николаем во главе ве домства путей сообщения, упорно отстаивал мнение, что огромные водные пути и суровый климат сде лают железные дороги в России невыгодными. Едва ли в империи есть местность, говорил граф, где железно дорожные линии "могли быть построены с надеждой на успех". Свои глубокомысленные суждения Толь закончил ссылкой на известного французского публициста Ше валье, заявившего, что "перевозка пассажиров по же лезной дороге есть самое демократическое учрежде ние, какое только можно было придумать для пре образования государства". Последним аргументом yrP9qQf!: CQ13blecTHoro проезда в ОДНОЫ 13агопе барина 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1