Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Николай I 5 "ругу своих советников се карикатуры Густава Дора) КаНl~РИН пугал общественное мнение тем, "что при случайной порче железных дорог столицы останутся без продовольствия ... и могут ВОЗНИIшуть осложнения, которых даже предвидеть нельзя". Железные дороги не справятся с перевозками и отвлекут капиталы за границу. Да и вообще идея эта в России неосу­ ществима еще несколько веков. l{,нязь Волконский и КаНI~РИН горячо отстаивали мысль, что иностранцы, соорудив железную дорогу, единственно и извлекут из нее прибыль. Граф Толь, поставленный Николаем во главе ве­ домства путей сообщения, упорно отстаивал мнение, что огромные водные пути и суровый климат сде­ лают железные дороги в России невыгодными. Едва ли в империи есть местность, говорил граф, где железно­ дорожные линии "могли быть построены с надеждой на успех". Свои глубокомысленные суждения Толь закончил ссылкой на известного французского публициста Ше­ валье, заявившего, что "перевозка пассажиров по же­ лезной дороге есть самое демократическое учрежде­ ние, какое только можно было придумать для пре­ образования государства". Последним аргументом­ yrP9qQf!: CQ13blecTHoro проезда в ОДНОЫ 13агопе барина 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1