Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Постройка железной дороги Герстнером была при­ знана преждевременной. Не помоrли и положительные отзывы, с обранные о Герстнере графом Орловым среди государс'гренных деятелей Австрии. Пока проект Герстнера проходил в многочислен­ ных правительственных инстанциях, вся печать ожи­ вленно обсуждала в опрос о постройке железной дороги. В журнале "Общеполезные сведения" появилось письмо "русского ИЗВОЗЧИIш-н:рестьянина": "Дошли до нас слухи, что некоторые наши бога­ тые господа, прельстясь заморскими затеями, хотят завести между Питером, Москвою и Нижним чугунные колеи, по которым будут ходить экипажи, днигаемые невидимою силою, помощью паров. Мы люди темные, неученые; но проживши полвека, бог привел измерять всю родную землю, быть не раз в Немеччине, на ярмарке в Липовце и довольно на­ глядеться иноземного, да наслушаться ч~тжих ТО.лков. 3атеваемое на Руси неслыханное дело за сердце взяло; хочу с проста ума молви'гь, авось люди умные послу­ шают моих мужицких речей. Начну хоть с того, что не все заморское нам хо­ рошо и пригодно. В самой Англии, как слышно, не все затеи по-нутру народу. Говорят, что с тех пир, KaI~ завелось там на фабриках чересчур уж много машин, рабочие люди лишились дневного пропитания и так разрослась бедность, что приходы принуждены соби­ рать деньги для прокормления нищих. Не дай б ог нам дожить до этого! Пока господь бережет нас и царь МИJIует, есть у нас руки и кони, так не пойдем по д окны напевать заунывные песенки". Из-под мужицкого кафтана "темного, неученого" крестьянина выглянули силы крепостников, противо­ действующие строитеJIЬСТВУ железных дорог. В своем стремлении доказать невозможность устройотва же­ лезных дорог противники их не раз ССЫJТались на особенности русского климата. "Я признаюсь с своей стороны, - говоритоя В одной анонимной брошюре, - что ItpOMe необходимости ничто в мире не :могло бы заставить меня лететь со ско­ РОСТЬЮ 4:0 JH~pOT В час •• , цаВGтvечу l!eTpy, 6vосц.ю-: 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1