Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

щему в лицо с противодействующей быстротой мел­ кий, оледенелый снег, ветру, охлаждающему оконеч­ ности моего носа ... (-) 10, что по толкованию алгебры доказывает, что я ос'ганусь без носа! Когда сошник вашего самобега встретит твердую массу оледенелого сугроба, - массу, которая сильным ударам ручных инструментов уступает незначительными кусками, тогда вы представляете собою жалкий, но поучитель­ ный пример ничтожеств искусства против элементов природы, и дорого дал бы я, чтобы быть свидетелем позорища, как паровоз ваш, подобно барану, который, не будучи в силах пробить рогами стоящей перед ним стены, уперся в нее могучим лбом своим и бры­ кается с досады задними ногами". Даже Пушкин, разумно оценивший роль железных дорог, и 'гот ставил под сомнение возможность проезда по дороге зимой. В письме к Одоевскому Пушкин писал: "Россия не может бросить 3000000 рублей на по­ пытку. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут. Все, что им можно обещать,­ так это привилегию на 12 или 15 лет. Дорога желез­ ная из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нуж­ нее дороги из Москвы в Петербург, и мое мнение было бы с нее начать. Я, конечно, не против железных дорог, но я против того, чтобы этим занялось пра­ вительство. Некоторые возражения против проекта неоспоримы. Например, о заносе снега". Псевдонаучный член многих научных обществ Нар­ кис Стрешков подсчитал, что дорога принесет "ежегодно чистого и непременного убытка 23000000 рублей ас­ сигнациями". Он полагал, что "устроение железных дорог в России совершенно невозможно, очевидно бес­ полезно и крайне невыгодно" . Очень много толков возбуждала ссылка Герстнера на железные дороги в Америке. Говорили о том, что и сам Герстнер не бывал в Америке, что НИКТО не знает, как там строятся железные дороги. Некоторые поговаривали, что в Англии, Бельгии и Америке со­ оружать железные дороги стремительно 6росились лишь малоспособные инженеры, преЛЬСТИВШl1ес,я лег· костью пр.едпри.я:тия. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1