Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

На этом заводе до того были построены паровые ма­ шины для русских пароходов, ходивших между Петер­ бургом и Любеком. Все контракты с иностранными фирмами заключал БобринскиЙ. По настоянию Канкрина, в KOHTpa~TЫ было включено особое условие: "при уничтожении по каким-либо обстоятельствам устроенной уже железной дороги, иностранное железо, для оной ДОРОГИ выпи­ санное, должно быть перевезено за счет компании обратно за границу". Линия рельсового пути была по проекту намечена через Волково поле, где помещался артиллерийCIШЙ полигон. Общество обязалось осушить болото и устроить заставу на месте нового полигона. По предложению Николая общество запросило великого I~НЯЗЯ Михаила Павловича, дозволяет ли он провести рельсовую колею через его сад. Вели~ий князь Михаил Павлович отве­ тил согласием, разрешив продолжить дорогу до Пав­ ловского парка. Герстнер связался с редактором "Северной Пчелы", Фаддеем Булгариным. Последний выступил со статьей под замысловатым названием: "Патриотический во­ прос - могут ли существовать в России чугунные дороги и будут ЛИ они полезны". В ней он ратовал за железные дороги, которые победят расстояние, и советовал Герстнеру, "не расточая таланта, взяться за нужное и полезное дело". Из всех ВЫГОД железной дороги между столицами одна приводила Булгарина в глубокое умиление. По­ думать только, восторженно писал он, что одно и то же лицо отслужит во здравие государя императора одно молебствие утром в Казанском соборе, а другое вече­ ром в Кремле. Это отнюдь не помешало Булгарину в той же га­ зете писать, "что Дестрем,l как дважды два - четыре, доказал превосходство каналов перед железными до­ рогами и трудности устроения последних в нашем I Дестрем: - председатель комиссии проеltТОВ и смет, фран­ цузский инженер. переrn:е.цrn:nЙ па службу в Россию в 1810 г, о согласия Наполеона. : .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1