Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Так как поезд должен был ходить 6ез остановок, принимая пассажиров только на l(онечных пунктах дороги, то Герстнер считал необходимым за поездом пускать дилижанс, запряженный лошадью. Конная тяга, таким образом, совмещалась с паровозным дви­ жением. Дилижанс должен был перевозить пассаЖIf­ ров между промежуточными станциями или, как гово­ рили англичане, "очищать дорогу". "Все кондукторы, - писал Герстнер, - снабжаются часами, которые идут ровно с часами в конторах же­ лезной дороги, запираются ключом, хранящимся в кон­ торе, и там же заводятся каждые восемь дней. Кон­ дуктор дилижанса, везомого лошадью, может судить - успеет ли он доехать до конца дороги прежде отхода следующего поезда, если не успеет, то останавливается на одном из объездов и, переждав паровую машину, продолжает путь". В сентябре 836 г. дорога была готова. Двадцати­ пятиверстную насыпь сооружали одновременно две тысячи пятьсот крепостных и тысяча четыреста сол­ дат. Из экономии дорогу выстроили однопутной. При открытии движения она не имела балласта. Высота насыпи 6ыла десять с половиной футов. Над стан­ ционными зданиями в Павловске и Царском Селе воз­ вышались башни с часами, освещаемыми по ночам. Для богатых пассажиров при станциях открыли гости­ ницы. Мастерские помещались в деревянных отапли­ ваемых сараях, рядом с конюшнями. Рабочие жили в деревянных избах-казармах, расположенных по одной через версту. Дорога обошлась в 3 миллиона 500 тысяч рублей ассигнациями. 27 сентября 1836 г. толпы народа сбегались на Семеновский плац к деревянному "пассажирному дому" во дворе казарм лейб-гвардии Семеновского полка. Питерские мещане волновались слухами, что митро­ полит не благословил дорогу. Все I{РОВЛИ окрестных домов и путь были за­ полнены людьми, явившимися поглядеть на скорое и гладкое катание. Из Англии привезли четыре эки­ пажа: два шарабана и два вагона. Каждый шарабан сцепляли с вагоном. 110ТОМ впрягали двух сильных 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1