Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед ... Стоящие по сторонам дороги зрители изумились, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое дви­ жение машины". 30 октября 1837 г. последовало официальное откры­ тие Царскосельской железной дороги. Поезд из восьми вагонов с императором, членами Государственного со­ вета, дипломатами и придворной челядью прошел все расстояние до Царского Села за тридцать пять минут. Паровоз системы Стефенсона вел сам Герстнер. Ва­ гоны были украшены флагами разных цветов. Народу раздавали дешевые миткалевыe платки с РИСУНI\.ом поезда. Подобные же изображения появи­ лись на конфетных коробках, листах писчей бумаги, конвертах. К О'l'крытию берлинскими граверами были изготuвлены бронзовые медали, но они были отверг­ нуты царем. "Северная Пчела", сочувственно следившая за по­ стройкой дороги и отмечавшая все важнейшие даты работ, писала: "Ныне между Петербургом и Царским Селом нет более расстояния. Полчаса в приятной бе­ седе покажутся одной минутой. Дарскосельские сады и парки находятся теперь от Невского проспекта и центра города не далее Летнего сада и Английской набережной". свыее четырех месяцев локомотивы хо­ дили только по воскресным дням. Опасались, Ч'fО от частого употребления они смогут испортиться. В будни пассажиров перевозили в дилижансах лошадьми. Популярность Герстнера в то время была очень велика. Его отчеты об успехах Царскосельской железной дороги были изданы и переведены на немецкий, фран­ цузский и английский языки. Распространялись они в Москве, Риге, Митаве и других городах. Петербург­ ским жителям отчеты безденежно выдавались в .доме купца Дирсена, куда Герстнер переехал из гостиницы. Дом находился на углу Столярной и Мещанской улиц, неподалеку от здания, где помещалась компания же­ лезной дороги. Общество занимало дом Блумера на углу Мещанской и Вознесенского проспекта. Когда миновал порыв первого увлечения, хвати­ . лись, что дорогу нужно еще достраивать. Касса пра- 4с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1