Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

новали просто жестянкой. Пассажир обязан был сда­ вать ее кондуктору по прибытии на место высадки. Билет снова поступал в кассу ДJIЯ продажи. Вечные билеты доставляли много волнений кондукторам: за утрату жестянок кондукторов штрафовали. Для предупреждения жителей о приближении поезда впереди дымовой трубы паровоза укрепляли заграничный орган. Кондуктор вертел ручку органа на ходу поезда. Музыкальным пьесам, исполняемым орга­ ном, аккомпанировали другие кондукторы, снабженные для этого сильными трубами и барабанами. Опасаясь снежных метелей, каждую паровую ма­ шину снабдили особым снарядом впереди колес. Сна­ ряд скалывал примерзший ]с шинам лед и очищал от снега железнодорожное полотно. Во всем остальном правление было совершенно беззаботно, думая лишь об увеличении чистого дохода, достигшего за один год эксплоатации восьмидесяти тысяч руб. серебром. Средством связи в то время служил оптический телеграф. Находился он в ведении военного министер­ ства. Частных депеш телеграф не принимал. Через каждые две версты были установлены посты с дежур­ ным. Днем телеграфщики давали сигналы черными шарами, ночью - красными фонарями. По этим сигна­ лам поезда Двигались, останавливались, снова продол­ жали евой путь. По ним же ВЫЗI1вались требуемые резервные паРОВО8Ы. Чтобы телеграфщики не засыпали, их заставляли делать .. фальшивые сигналы". Иногда на передачу депеши из Царского Села в Петербург ухо­ дило два часа вместо положенных тридцати минут. В подобных случаях управляющий дорогой барон Таубе штрафовал телеграфщиков. Штрафы на дороге были весьма распространены. Штрафовали за многое: за неточную передачу приказания, за нерадение, за то, что сигнал по телеграфу не был передан с надле­ жащей скоростью, за допущение коровы на линию железной дороги. Иногда штрафовали за болезнь. Сто­ рожа шлагбаума у Обводного канала Арсентия Шара­ пова, не открывшего ворота при проходе поезда, было приказано оштрафовать на три рубля серебром. Счи­ тая это наказание недостаточным, Шарапова перевели 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1