Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

- Как смел он это сделать, не спросив петергоф­ ских помещиков! Вряд ли дадим свое согласие, ежели вздумает проводить дорогу через сады петергофские. Еще раньше неудача постигла Герстнера у москов­ ского BoeHHUro генерал-губернатора графа Толстого. Толстой отказал Герстнеру в выдаче открытых ли­ стов на право съемки между Москвой и Коломной. "Я вообще, - выразился граф, - не уверен в пользе означенной доРоги".1 Толстому представлялось полез­ нее соединение Волги с Москвой-рекой. Николай одоб­ рил действия графа Толстого: »сим делом нечего торопиться". К этому же времени относится целый ряд новых проектов о пострuйке железной дороги между Пе­ тербургом и Москвой. Статский советник Абаза про­ сил разрешения учредить общество для постройки дороги через Тверь - Вышний Волочок. Расход он определял в 120 миллионов рублей ассигнациями, доход - в 20 миллионов в год. 3аботясь об интересах помещиков, Абаза просил, "чтобы опекунские советы выдавали на заложенные дворянские земли по 50 руб. добавочных денег, которые пошли бы на покупку акций". Одновременно с отклонением проектов Абазы пра­ вителы..:тво, занимавшее выжидательную политику, от­ клонило предложение лейпцигских банкиров Дюфура и Гаркарта, требовавших 60/0 правительственной га­ рантии. В числе сочинителей проектов оказался Kac~ сельский "тайный архитектур-совеТНИR" Фридрих Фик. В письме к графу Толю Фик предложил использовать на железной дороге человеческую силу как "двига­ тельное средство". Это средство, писал он, явитсSI наи­ более дешевым, и люди, которые не захотят подвер­ гать себя опасной скорости, им воспользуются. При­ менению человеческой силы, по его мнению, благо­ приятствовало и то обстоятельство, что местность между Петербургом и Москвой слегка возвышенна. К письму фик приложил сочинение на 84 листах с подробным пояснением всех расчетов. Оригинальный проект представил статс-секретарь Муравьев. Он предложил построить железную дорогу 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1