Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Использование 'tеловеческой тяги на железной дороге (Карикатура на nроект не,мецкого архитектора­ советника Фридриха Фик) между столицами в шесть путей, по три I{олеи для конной и паровозной тяги. Ширину полотна Муравьев определил в девять саженей. Можно себе представить, во что обошлось бы это сооружение! Дорога, по мне­ нию Муравьева, должна быть построена правительством во избежание "торгашества акциями". Далеко не все авторы проектов отстаивали необхо­ димость сооружения рельсового пути между столи­ цами. Влиятельнейшие купцы того времени Н. Жу­ равлев (Рыбинск), С. Лепешкин (Москва) и К Кузин (Харьков) полагали для начала построить железную дорогу от Москвы к Черному морю. Это обеспечило бы побережье от высадки неприятельских войск. К тому же, пересекая густо населенное пространство, рельсовая колея принесла бы весьма значительные ВЫГОДЫ рус­ ским торговым интересам. Когда эти купцы явились со своим проектом к Канкрину) то престарелый министр финансов их высмеял. "Нелепо, - сказал он, - прово­ дить железную дорогу по местности, где вол есть самое дешевое средство передвижения". 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1