Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Использование 'tеловеческой тяги на железной дороге (Карикатура на nроект не,мецкого архитектора советника Фридриха Фик) между столицами в шесть путей, по три I{олеи для конной и паровозной тяги. Ширину полотна Муравьев определил в девять саженей. Можно себе представить, во что обошлось бы это сооружение! Дорога, по мне нию Муравьева, должна быть построена правительством во избежание "торгашества акциями". Далеко не все авторы проектов отстаивали необхо димость сооружения рельсового пути между столи цами. Влиятельнейшие купцы того времени Н. Жу равлев (Рыбинск), С. Лепешкин (Москва) и К Кузин (Харьков) полагали для начала построить железную дорогу от Москвы к Черному морю. Это обеспечило бы побережье от высадки неприятельских войск. К тому же, пересекая густо населенное пространство, рельсовая колея принесла бы весьма значительные ВЫГОДЫ рус ским торговым интересам. Когда эти купцы явились со своим проектом к Канкрину) то престарелый министр финансов их высмеял. "Нелепо, - сказал он, - прово дить железную дорогу по местности, где вол есть самое дешевое средство передвижения". 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1