Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Своеобразный проект представил отставной пору чик Голиевский, предложивший рельсовыми путями соединить Петербург, Витебск, Одессу, Новгород, Киев, Гродно, Вильну, Варшаву. Длина всей сети исчисля лась тремя тысячами шестьюстами верст. По проекту к сооружению железной дороги привлекалось населе ние прилегающих к ней губерний. - 42 миллиона чело век, облагаемых подушной податью по 141/2 копеек каждый. Каждые 500 жителей выставляли одного ра бочего с лопатой и топором. По расчетам Голиевского, дорогу можно было соорудить "без малейшего со сто роны казны пожертвования". Проект Голиевского, "I~aK не заслуживающий уважения", был отклонен комите том министров. Нерешительность правительства ярко сказалась при устроении второй в России железной дороги. В 1838 г. управляющий польским банком граф Лу бенский при поддержке наместника Царства Поль ского, князя Паскевича, образовал акционерное обще ство для строительства железнодорожного пути от Варшавы к Вене через австрийскую границу. Во главе компании стал варшавский банкир Штейнкеллер. Ра боты по сооружению магистрали начались в 1839 г. Предоставив обществу субсидию в четыре миллиона польских злотых, правительство два раза меняло ср.ок распродажи акций. Впоследствии правительство вовсе отказалось продолжать постройку, так как приспособ ление дороги к паровозной тяге (вначале предпола галась конная) требовало .добавочных капиталов. Ра боты по строительству Варшаво-Венской железной до роги возобновились лишь спустя несколько лет. Е 1839 г. в Америку были посланы уже побы вавшие за границей "ОТJIИчнейшие и благородней шие" штаб-офицеры Мельников и Крафт. В помощь им, для изучения опыта железнодорожной админи страции, были приданы четыре ЧИНОВНИI~а, которых выбирали по следующим признакам: "чтобы они были образования статистического, не считали ниже себя входить в отправление действительной службы по полиции, не были склонны к светским УДОВОЛЬСТВИЯМ, а для сего не имели военного звания". В силу этих 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1