Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Своеобразный проект представил отставной пору­ чик Голиевский, предложивший рельсовыми путями соединить Петербург, Витебск, Одессу, Новгород, Киев, Гродно, Вильну, Варшаву. Длина всей сети исчисля­ лась тремя тысячами шестьюстами верст. По проекту к сооружению железной дороги привлекалось населе­ ние прилегающих к ней губерний. - 42 миллиона чело­ век, облагаемых подушной податью по 141/2 копеек каждый. Каждые 500 жителей выставляли одного ра­ бочего с лопатой и топором. По расчетам Голиевского, дорогу можно было соорудить "без малейшего со сто­ роны казны пожертвования". Проект Голиевского, "I~aK не заслуживающий уважения", был отклонен комите­ том министров. Нерешительность правительства ярко сказалась при устроении второй в России железной дороги. В 1838 г. управляющий польским банком граф Лу­ бенский при поддержке наместника Царства Поль­ ского, князя Паскевича, образовал акционерное обще­ ство для строительства железнодорожного пути от Варшавы к Вене через австрийскую границу. Во главе компании стал варшавский банкир Штейнкеллер. Ра­ боты по сооружению магистрали начались в 1839 г. Предоставив обществу субсидию в четыре миллиона польских злотых, правительство два раза меняло ср.ок распродажи акций. Впоследствии правительство вовсе отказалось продолжать постройку, так как приспособ­ ление дороги к паровозной тяге (вначале предпола­ галась конная) требовало .добавочных капиталов. Ра­ боты по строительству Варшаво-Венской железной до­ роги возобновились лишь спустя несколько лет. Е 1839 г. в Америку были посланы уже побы­ вавшие за границей "ОТJIИчнейшие и благородней­ шие" штаб-офицеры Мельников и Крафт. В помощь им, для изучения опыта железнодорожной админи­ страции, были приданы четыре ЧИНОВНИI~а, которых выбирали по следующим признакам: "чтобы они были образования статистического, не считали ниже себя входить в отправление действительной службы по полиции, не были склонны к светским УДОВОЛЬСТВИЯМ, а для сего не имели военного звания". В силу этих 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1