Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

решение об устройстве железной дороги между столи­ цами. В решении виде,lIИ новый знак монаршего попе­ чения о пользе и процветании коммерции. Николай сидел в кресле за низким письменным сто­ лом. Привыкший позировать, подавляя всех своей подчеркнутой суровостью, Николай сегодня был очень приветлив. Он знаком указал Клейнмихелю на малень­ кое кресло, стоявшее перед самым столом. В окно виднелась заснеженная Нева, по которой переезжали кареты. Беседа длилась двадцать минут. Из кабинета Клейнмихель вышел членом строительной комиссии по постройке железной дороги из Петербурга в Москву. В состав комиссии включили трех купцов с правом совещательного голоса. Председателем комиссии был назначен Бенкендорф, однако Клейнмихель твердо по­ мнил слова Николая, что ему придется стать во r.lIaBe строительства и еще раз после восстановления 3им­ него дворца оправдать надежды монарха. До своего назначения Клейнмихель терпеть не мог Царскосельской железной дороги, существовавшей уже в течение пяти лет. В Царское Село он попреж­ нему предпочитал ездить на лошадях. Императорский приказ заставил его переменить склонности. Прямо из дв орца он поскакал на Царскосельский вокзал, ре­ шив своими глазами посмотреть, как выглядит желез­ ная дорога. Еще перед началом изыскаНИff для департамента желез1lblX-- дорог, учрежденного взамен стройтельной комиссии, была куплена богатая просторная квартира. Ее IIриобрели за три тысячи пятьсот рублей при посредстве жены генерал-майора Адама. Генеральская жена сорвала с департамента неимоверный по тому времени куш. Во вновь оборудованном департаменте Мельников и Крафт получили личное распоряжение Клейнмихеля о начале изыскании. С отрядом инженеров, топогра­ фов, офицер ов, одетых в овчинные тулупы, шерстяные чулки, теплые сапоги и рукавицы, они отправились для нивелировки местности. Для себя лично Мельников и Крафт получили по тысяче рублей подъемных и по пяти рублей суточных, S9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1