Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Несмотря на отсутствие точных карт, первая раз­ ведка оказалась удачной. Лишь на полверсты разо­ шлись пробитые разведчиками прямые линии около селения Бологое. Но это было только начало. Для точ­ ной съемки, нивр-лировки, промера профилей рек и озер, глубины болот требовались математические и геодезические инструменты, изготовлявшисся только за границей. Нужно было спешно обучить сотни ра­ бочих обращаться с неизвестными снарядами. Пора было приступить и К проектированию искусственных сооружений. Все эти сложные вопросы Мельников и Крафт ре­ шить самостоятельно не могли. Предположено было пригласить для технической консультации Георга Сте­ фенсона, однако впоследствии остановились на Уист­ лере. Бывший майор американской службы Уистлер славился своими глубокими познаниями и большим опытом в железнодорожном строительстве. Уистлера рекомендовали Мельников и Крафт. В Пыо-Иорк был послан перестроивший Аничкин мост инженер-майор Бутац. Он должен был заключить с Уистлером контракт о переходе его на службу рус­ ского правительства, с окладом в 12 тысяч рублей в год. По пути Бутац заехал в Лондон, откуда отправил в Россию закупленные им для изыскателей англий­ ские теодолиты, нивелиры с воздушными пузырьками (со спиртовыми уровнями), компасы со зрительными трубами (буссоли) . Из Лондона Бутац отплыл в Нью­ Иорк, где при помощи русского посланника Бодиско уговорил Уистлера, только что окончившего постройку дороги Бостон - река Гудзон, согласиться на заклю­ чение контракта. 19 июля 1842 г. Уистлер и Бутац сошли с корабля на Английскую наберр-жную в Петербурге. С собой они привезли библиотеку, паровой копер для забивки свай, паровой землекоп и паровоз для возки грунта при земляных работах. Все машины были закуплены в Вашингтоне и Пью-Иорке под векселя лондонских банкиров Гартмана и Н:О, так как русских векселей американская биржа не учитывала. На поездку Бутац 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1