Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
Несмотря на отсутствие точных карт, первая раз ведка оказалась удачной. Лишь на полверсты разо шлись пробитые разведчиками прямые линии около селения Бологое. Но это было только начало. Для точ ной съемки, нивр-лировки, промера профилей рек и озер, глубины болот требовались математические и геодезические инструменты, изготовлявшисся только за границей. Нужно было спешно обучить сотни ра бочих обращаться с неизвестными снарядами. Пора было приступить и К проектированию искусственных сооружений. Все эти сложные вопросы Мельников и Крафт ре шить самостоятельно не могли. Предположено было пригласить для технической консультации Георга Сте фенсона, однако впоследствии остановились на Уист лере. Бывший майор американской службы Уистлер славился своими глубокими познаниями и большим опытом в железнодорожном строительстве. Уистлера рекомендовали Мельников и Крафт. В Пыо-Иорк был послан перестроивший Аничкин мост инженер-майор Бутац. Он должен был заключить с Уистлером контракт о переходе его на службу рус ского правительства, с окладом в 12 тысяч рублей в год. По пути Бутац заехал в Лондон, откуда отправил в Россию закупленные им для изыскателей англий ские теодолиты, нивелиры с воздушными пузырьками (со спиртовыми уровнями), компасы со зрительными трубами (буссоли) . Из Лондона Бутац отплыл в Нью Иорк, где при помощи русского посланника Бодиско уговорил Уистлера, только что окончившего постройку дороги Бостон - река Гудзон, согласиться на заклю чение контракта. 19 июля 1842 г. Уистлер и Бутац сошли с корабля на Английскую наберр-жную в Петербурге. С собой они привезли библиотеку, паровой копер для забивки свай, паровой землекоп и паровоз для возки грунта при земляных работах. Все машины были закуплены в Вашингтоне и Пью-Иорке под векселя лондонских банкиров Гартмана и Н:О, так как русских векселей американская биржа не учитывала. На поездку Бутац 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1