Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
получил около тысячи червонцев, "исходя из расходов, сопряженных по приличию со званием штаб-офицера имuераторской службы". Сразу по приезде Уистлер занялся подвижным со ставом. По его представлению будущи:й рельсовый путь должен был иметь сто восемьдесят локомотивов, сто восемьдесят тендеров, тысячу восемьсот пасса жирских и пять тысяч четыреста товарных вагонов. Не понимая, что означает слово "тендер", Клеин иихель вызвал к себе для объяснения вице-директора департамента Кроля. Растерявшиися Кроль ответил наугад, что тендер есть небольшая паровая машина. -- Врешь!--вскричал граф, ударив Кроля каран дашом по лицу, -- тендер есть морское судно! Это вы думка этого l~анальи амеРИ1~анца на случай, если поезд свалится в воду; у меня таких беспорядков не будет, не нужно тендеров! Все же тендеры вместе с паровозами и вагонами были заказаны Александровскому механическому за воду, переданному в аренду механикам Гаррисону и Уайнансу, вызванным из Америки по рекомендации Уистлера. Они обязались снабжать дорогу ЛОI{ОМОТИ вами и инструментом и подготовить из мастеров во дителей паровозов. Первую партию рельсов заказали английской фирме Гест. К этому времени направление будущей дороги было уже выбрано. Существовало два варианта: прямая -1 дорога из Петербурга в Москву и с обходом по напра влению Новгород -- Вышний Волочок - Москва. Оба варианта были обсуждены на заседании коми тета, происходившем в 3имнем дворце под председа тельством цесаревича. Бенкендорф явился точно на бал, отменно вежливый, со снисходительной улыбкой на лице. Сначала было оглашено письмо новгород ского губернатора 3урова. Он доказывал, "что, про водя дорогу через Новгород, этим соединяют стоящий там гренадерский корпус с обеими столицами". -- Железные дороги, -- заявил министр государ ственных имуществ Киселев, -- устраиваются для пользы и употребления не только двух каких-либо пунктов, но и целой страны. Цель сия достигается 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1