Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

получил около тысячи червонцев, "исходя из расходов, сопряженных по приличию со званием штаб-офицера имuераторской службы". Сразу по приезде Уистлер занялся подвижным со­ ставом. По его представлению будущи:й рельсовый путь должен был иметь сто восемьдесят локомотивов, сто восемьдесят тендеров, тысячу восемьсот пасса­ жирских и пять тысяч четыреста товарных вагонов. Не понимая, что означает слово "тендер", Клеин­ иихель вызвал к себе для объяснения вице-директора департамента Кроля. Растерявшиися Кроль ответил наугад, что тендер есть небольшая паровая машина. -- Врешь!--вскричал граф, ударив Кроля каран­ дашом по лицу, -- тендер есть морское судно! Это вы­ думка этого l~анальи амеРИ1~анца на случай, если поезд свалится в воду; у меня таких беспорядков не будет, не нужно тендеров! Все же тендеры вместе с паровозами и вагонами были заказаны Александровскому механическому за­ воду, переданному в аренду механикам Гаррисону и Уайнансу, вызванным из Америки по рекомендации Уистлера. Они обязались снабжать дорогу ЛОI{ОМОТИ­ вами и инструментом и подготовить из мастеров во­ дителей паровозов. Первую партию рельсов заказали английской фирме Гест. К этому времени направление будущей дороги было уже выбрано. Существовало два варианта: прямая -1 дорога из Петербурга в Москву и с обходом по напра­ влению Новгород -- Вышний Волочок - Москва. Оба варианта были обсуждены на заседании коми­ тета, происходившем в 3имнем дворце под председа­ тельством цесаревича. Бенкендорф явился точно на бал, отменно вежливый, со снисходительной улыбкой на лице. Сначала было оглашено письмо новгород­ ского губернатора 3урова. Он доказывал, "что, про­ водя дорогу через Новгород, этим соединяют стоящий там гренадерский корпус с обеими столицами". -- Железные дороги, -- заявил министр государ­ ственных имуществ Киселев, -- устраиваются для пользы и употребления не только двух каких-либо пунктов, но и целой страны. Цель сия достигается 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1