Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

там, где имеется население и промышленность. Обойти Новгород - значило бы положить конец его развитию. Вечно надутый Левашев по,цдержал Киселева. К нов­ городскому варианту склонился и желчный Меншиков. - Ваше высочеСТВО,-Обратился он к цесаревичу.­ так как ассигнуемых тридцати четырех миллионов едва достанет на сто пятьдесят верст пути, полагаю лучше вести дорогу до Новгорода, чем упереться в не­ проходимые болота. Цесаревич резко его оборвал: - .я знаю, что вы противник железной дороги . .являясь одним из акционеров общества почтовых колясок-дилижансов. Меншиков видел в железной дороге опасного конкурента. Дилижансы общества хо­ дили между Петербургом и Москвой. Но ни "военные" соображения новгородского гу­ бернатора, ни притязания графов Орлова, Киселева и Левашева, поддержавших крупных новгородских землевладельцев, не могли сломить сопротивление сто­ личного купечества. Купцы не соглашались платить за провоз товаров по восьмидесяти Rилометрам лиш­ него пути. Холопская мысль придворных кругов создала ле­ генду о прямой линии, будто бы собственноручно на­ чертанной монархом на карте между Петербургом . и Москвой. На самом деле лишь вмешательство пе- .) тербургского купечества окончательно решило судьбу C.-Петербурго-МосковскоЙ железной дороги в пользу наикратчайшего направления. Стремление к прямизне объяснялось еще и тем, что повороты считались небезопасными при движении. К тому же ошибочно полагали, что прямая линия во всех случаях удешевляет постройку. Имея начало на самом высоком месте Петербурга (3наменская площадь у ЛИГОВСRОГО канала), маги­ стральная линия, слегка поднимаясь, достигала Пул­ ковских высот. Первые тридцать верст она проходила по ровной однообразной местности. Далее) за Колпи­ ном, начинали встречатьсл овраги, холмы, густые рощи. Линия дороги шла между Московским шоссе и Невой. От Чудова шоссе круто поворачивало направо, уда- БЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1