Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851
там, где имеется население и промышленность. Обойти Новгород - значило бы положить конец его развитию. Вечно надутый Левашев по,цдержал Киселева. К нов городскому варианту склонился и желчный Меншиков. - Ваше высочеСТВО,-Обратился он к цесаревичу. так как ассигнуемых тридцати четырех миллионов едва достанет на сто пятьдесят верст пути, полагаю лучше вести дорогу до Новгорода, чем упереться в не проходимые болота. Цесаревич резко его оборвал: - .я знаю, что вы противник железной дороги . .являясь одним из акционеров общества почтовых колясок-дилижансов. Меншиков видел в железной дороге опасного конкурента. Дилижансы общества хо дили между Петербургом и Москвой. Но ни "военные" соображения новгородского гу бернатора, ни притязания графов Орлова, Киселева и Левашева, поддержавших крупных новгородских землевладельцев, не могли сломить сопротивление сто личного купечества. Купцы не соглашались платить за провоз товаров по восьмидесяти Rилометрам лиш него пути. Холопская мысль придворных кругов создала ле генду о прямой линии, будто бы собственноручно на чертанной монархом на карте между Петербургом . и Москвой. На самом деле лишь вмешательство пе- .) тербургского купечества окончательно решило судьбу C.-Петербурго-МосковскоЙ железной дороги в пользу наикратчайшего направления. Стремление к прямизне объяснялось еще и тем, что повороты считались небезопасными при движении. К тому же ошибочно полагали, что прямая линия во всех случаях удешевляет постройку. Имея начало на самом высоком месте Петербурга (3наменская площадь у ЛИГОВСRОГО канала), маги стральная линия, слегка поднимаясь, достигала Пул ковских высот. Первые тридцать верст она проходила по ровной однообразной местности. Далее) за Колпи ном, начинали встречатьсл овраги, холмы, густые рощи. Линия дороги шла между Московским шоссе и Невой. От Чудова шоссе круто поворачивало направо, уда- БЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1