Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

ляясь к Новгороду, Крестцам и Валдаю. Магистраль уходила в запутанную глушь лесов Малой Вишеры и Окуловки, где водились орлы, олени, лоси, медведи и дикие козы. Начинал от Волхова, шел подъем на отроги Валдайской возвышенности. Самая тяжелая часть пuдъема, пересеченная глубокими выемками и высокими насыпями, тянулась от реки Мсты на расстоянии пятнадцати верст. Поднявшись на Валдайскую возвышенность, линия проскальзывала на станцию Бологое между двух озер­ Бологовским и 3меиным, постепенно опускаясь в до­ лину реки Цны, близ Вышнего Волочка. В этом пункте, изобиловавшем большими и малыми озерами, линия сходилась с шоссе, которое шло в обход на Тверь через Торжок. От Вышнего Волочка линия шла по болотистой местности через долину реки Волги в двух с половиной верстах от 'l'вери. Отсюда профиль линии менялся с подъема на уклон. 06рываясь сплошным уклоном, линия врезалась в Марьину рощу и конча­ лась в Москве на Полевом дворе. При начальных изысканиях это направление было пробито прямой линией, которую установили расче­ .том углов с меридианом. В официальной переписке Мельников и Крафт слова "меридиан" избегали. Они знали, что Клейнмихель не признавал меридианов, считая их выдумкой и фантазией инженеров. Однажды, приехав во время изысканий в Москву и обнаружив расхождение своих часов с московскими, Клейнмихель принялся кричать на городского инженера, выговари­ вая ему за такое упущение. . Тот оправдывался тем, что московские часы раз­ нятся на полчаса от петербургских, так как поста­ влены по местному меридиану. - Слава богу, исколесил по России десятки тысяч верст, -гневно сказал инженеру Клейнмихель,-и ни­ где на земле меридианов не видел. Судя по-вашему, може'f быть и каждый паршивый городишко будет иметь свой собственный меридиан. Чересчур много чести. Уже с начала изысканий купечество внимательно следило за всем относящим:ся к железной дороге, 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1