Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

твердо отстаивая свои интересы. В первый период изысканий в строительную комиссию поступило за· явление 06 устройстве товарной станции будущей же­ лезной дороги возле Гутуева острова. Внешняя торговля России, шедшая в значительной доле через Петербург, достигала в то время 22 мил­ лионов рублей в год. В Петербург из Кронштадта товары доставлялись на перевозных судах. 440 ботов, 78 I<.aTepoB, не считая бесчисленного количества лодок, ежедневно перевозили из Кронштадта в Петербург прибывавшие из заморских стран александрийскую бумагу, хлопчатый сырец, красильное дерево, кофе, ладан, мрамор, деревянное масло, свинец, олово, ртуть, мел, сахар, табак, каменный уголь, свежие фрукты, шелковые и шерстяные ткани. 3а границу шли огром­ ные массы пеньки, льна, сала, хлеба и льняного ce~ мени. Прямое соединение железной дороги с морем дало бы возможность сберечь крупные суммы. Именитые купцы хорошо помнили слова Николая, сказанные им в 3им­ нем дворце при личной аудиенции: "Через железную дорогу Петербург будет в Москве и Москва в Крон­ штадте". Коммерческий совет и торговая биржа горячо под­ держали перед министром финансов идею Гутуевской пристани, соглашаясь даже на оплату специального акциза в пять копеек с пуда за товар, который будет нагружаться и выгружаться прямо в Петербурге. Проект поступил на рассмо'грение комитета. От­ крывая заседание, цесаревич обратил внимание при­ сутствовавших на чертеж, лежавший перед ним на столе. Три ряда огромных каменных зданий предста­ вляли на чертеже будущую товарную станцию в С.-Пе­ тербурге. Разглядывая чертеж в лорнет, граф Бенкен­ дорф выражал полное удовольствие. Орлов выразил свое в о схищение словами: "Ну, и молодец, ну и хват". Клейнмихель горделиво произнес, что проект действует в хорошем смысле. Один лишь Канкрин сидел молча­ ливо насупившись. - Егор Францевич! А вы как думаете об этом1- обратился к нему цесаревич. 5 Петербург-Москва 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1