Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

потребовали еще большей ВЗЯТIШ, подрядчики воспро­ тивились этому. Тогда в министерство государствен­ ных имуществ поступила жалоба на подрядчиков. Они обвинялись В том, что, приезжая в селения, спаи­ вали крестьян вином и принуждаJlИ их к заключению невыгодных контрактов. Представляя царю доклад об этих действиях подрядчиков, министр Киселев испро­ сил высочайшее распоряжение, по которому все кон­ тракты без утверждения палат и он:ругов объявлялись недеЙствительными. Подрядчики смирились и начали платить ЧИНОВНИI~ам по три рубля с каждого казенного человека. Тридцать пять тысяч мужиков было завербовано для постройки C.-Петербурго-МосковскоЙ железной дороги. В числе их находилась незначительная группа польских повстанцев, высланных во внутреннюю Рос­ сию и ДО того времени ремонтировавших шоссейные дороги. На постройку направлялись и солдаты дей­ ствительной службы. :Командование гренадерского и гвардейского I~OP­ пусов изъявило согласие выделить по окончании ма­ невров несколько дивизий д.ля земляных работ. уже одна возможность скопления больших масс на одном месте серьезно обеспокоила царское прави­ тельство. Живое пламя бунта, то там, то тут вспыхи­ вавшее в дворянских поместьях, могло с особ ой силой разгореться в местах большого скопления крестьян. Из корпуса жандармов было скомплектовано особое железнодорожное полицейское управление, во главе которого стал генерал БелосеЛЬСlшЙ-БелозерскиЙ. Опытнейшие офицеры: барон Тизенгаузен, Виланд, Васильев и граф Григорий Толстой вместе с отрядом из 10 унтер-офицеров и 72 жандармов поступили на содержание жеJlезной дороги. Их разместили по обы­ вательским квартирам, уплачивая им, помимо жало­ ванья, особые кормовые деньги. Жандармы не могли пожаловаться на отсутствие внимания. Словно готовясь к военным операциям, генерал Бело­ сельский-Белозерский советовал Мельникову "устраи­ вать места для наибольших скопищ рабочих в тех i2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1