Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

дорога шла на подъем, отстающих заставляли нале­ гать плечами на повозки и шарабан, следовавшие в конце шествия. Толкая руками колеса и подклады­ вая под них поленья, люди кое-как втаскивали повозки в гору. Только на I)дин шестой участок Южной дирекции ехавшие в шарабане помещики барон Клодт и Буйниц­ кий пригнали две тысячи семьсот человеческих голов. Прибывших ожидала мокрая пустошь. Кругом на многие десятки верст простирались непрерывные бо­ лота и озера, темный недоступный лес. Придя на место, люди падали на влажную землю и сразу же засыпали. Спали, скорежившись, поджимая ноги к животу, кутаясь в короткие мужицкие зипуны. Еще не успевала рассеяться пелена ночи и плотная сетка тумана еще стояла над болотами, когда спящих поднимали громкие окрики приказчиков и старост. Вставали быстро, без проволочек; едва умывшись мутной водой из ближней канавы и закусив жидкой кашей и хлебом, принимались за постройку жилища. Хотя все тело ломило в суставах, люди рыли зем­ лянки, обкладывали дерном крыши, строили деревян­ ные балаганы и шатры. Балаганы сооружались кону­ сообразно с печками или ямами посредине, чтобы огонь обогревал все пространство шалаша. Это прида­ вало им сходство с сибирскими юртами. Для офицеров строились большие просторные избы. После постройки жилья начинали расчищать землю от леса и кустар­ ника, выкорчевывали пни. Вырубленный лес очищали от сучьев и складывали в штабели. Проводили кана-вы для осушения болот, копали грунт, отвозили землю для будущей насыпи. В день каждому надо было выкопать 66~ пудов земли. Неровные линии шершавых досок, по которым с трудом катились колеса грузных тачек, тянулись по склону горы, к месту свалки. Разной толщины каталь­ ные доски отходили друг от друга, и не раз колесо с размаху оседало в землю. В эти секунды возчик от­ давал рукам всю силу, стремясь снова вкатить колесо на катальную доску. Отставать нельзя было, так как 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1