Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

в точности выполнить приказ графа, то при гниении первых свай все сооружение пришлось бы сразу пере­ " страивать. Больших усилий стоило Уистлеру и Мель­ никову добиться от Клейнмихеля отмены его распо­ ряжения. Труд, затрачива~мый: рабочим, в два раза превос­ ходил нормы урочного положенид. Дневная выработка составляла почти кубическую сажень. Но и при этом не обходилось без обмеров со стороны подрядчиков. • 3а выемку земли в болотах не делали никакой над­ бавки. Не платили за время накладки земли. 3аста­ •• вляли бесплатно возить землю и воду. Рассчитывали не за то расстояние, на которое деЙСТВИ'J:ельно отво­ зился грунт, а считали по прямому направлению. Рабочих насильно объединяли в артели, стягивая петлей круговой поруки. Во главе артели ставился надежный старшина для "наблюдения за нравствен­ ностью и успехами". 3а это ему платили особо. 3а прогул, пьянство, непослушание одного из членов артели высчитывали со всей артели по 50 копеек. 3а нерабочие дождливые дни платы не полагалось. Лето 1844 г. было сильно дождливым. Если работы прекра­ щались к вечеру по случаю дождя, то высчитывали за целый день. Время, проведенное в пути, относилось за счет рабочих. Даже в случае перевода с одного участка на другой, на расстояние до ста пятидесяти верст, подрядчики ничего не платили, ссылаясь на неогово­ pe~OCTЬ этого пункта в кондиции. @нтересы подрядчиков были близки сердцу царской администрации. Когда 6 июня 1846 г. начальник поли­ цейского управления C.-Петербурго-МосковскоЙ желез­ ной дороги полковник Шевич донес о "весьма стес­ нительных" условиях для рабочих, то Клейнмихель поспешил предписать, "не л:елая обстоятельства этого гласным, рассмотреть и обсудить этот предмет с под­ ряцчиками и начальниками дирекции", донеся о том, что "справедливым кажется". А так как о справедли­ вости контрактов у подрядчиков было особое мнение, то об этом не преданном гласности обстоятельстве вскоре позабыли. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1