Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

департамента железных дорог для раздачи рабочим на постройке. ПОЛКОВНИIt Виланд получил дЛЯ Э'l'ИХ нужд В несколько приемОБ 25 390 рублей. Входя в сделку с поставщиками продуктов, полковник крупно наживался на каждом подряде. Крепчайшие грунты, раздавшиеся от порохового взрыва, взламывали тяжелыми мотыгами. Природа не­ охотно покорялась человеку. Чтобы выработать норму на таком грунте, работали и те два часа, ItOTOpble были положены по ItOHTpaKTY для отдыха. Впрочем, со вто­ рой половины августа отдыха не полагалось и по IИН­ тракту. Рабочие не смели ослушаться, Iсогда их за­ ставляли копать в BOCltpeCHue и праздничные дни. 3емляное полотно сооружалось сразу на два пути. ,( Глубокие выемки чередовались с высокими насыпями от Волги до самой Москвы. 3емляные работы в боль­ шинстве случаев производились вручную, с IИННОЙ И тачечной возкой, и лишь В громадной Н:узнеЦОВСI~ОЙ выемке между станцией Валдаикой и Верезаикой были , впервые в России применены четыре паропых земле­ копа. Изобрел их в 1839 г. американский инженер Оттис И3 штата Массачузетс. В свое время машины вместе с механиком Rилыr­ мом Креном были выписаны И3 Америки по настоянию , ' Уистлера. Первое время машины хранились в сараях у Обводного канала. 3апасные части для землекопов отпустили адмиралтеЙCIше Ижорские заводы. Весьма часто действие машин прерывалось из-за поломок. Последнее объяснялось тем, что наблюдение за ремонтом было возложено на подрядчиков, с не­ приязнью относившихся к машинам. На постройке , дороги машины проработали три года, затем их про­ дали и увезли на уральские рудники. Все инструменты: лопаты, кирки, тачечные Iсолеса, катальные доски, водоотливные подъемные машины­ содержались в цейхгаузах, отстоявших друг от друга на тридцать-сорок верст. Для охраны цейхгауза полагался караул из одного унтер-офицера и трех солдат. Дурные проселочные дороги, разбросанность работ по малопроходимой, лесистой и болотистой меСТНОС'fИ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1