Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

сильно затрудняли подвоз строительных материалов. "Через каждые две версты, - писал I{НЯЗЬ Белосель­ скиЙ·-БелозерскиЙ, - я был остановлен непроходимыми местами. '. Нет почти ВОЗМОЖНОС'J.'и провести порожнюю креСТЫШСI~УIO телегу, ибо колеса перегружаются выше ступицы, а лошади утопают по брюхо". Сотни мест­ ных жителей, кроме солдат Гренадерского Фридриха Нидерландского ПОЛI{а, были привлечены к сооружению временных дорог. Несмотря на спешку, откосы выемок тщательно обдерновывались, и сам дерн смачивался и уколачи­ вался колотушками. По откосам дамбы, во избежание обмывов ()т наплеска воды, расстаВJIЯЛИ ивовые колья. Иногда насыпали шестидюймовый слой чернозема \" И засевали травой. И все же обвалы и сплывы проис­ ходили. Так, в районе станции Спирово насыпь, кото­ рая была сделана в зимнее время из мерзлой глины, J по наступлении сильных дождей и теплой погоды оттаяла и произвела сплыв. Пришлось снимать десяти­ футовый верхний слой, уширять основание и доверху досыпать песком. При сооружении насыпи у Москвы за Крестовской заставой больше месяца землекопы работали рядом со свалкой нечистот из отхожих мест. Нечистоты часто разливались в самых выемках, заражая возд3 Т Х острым зловонием. Сгорбленные трудом, мучимые жестоким голодом, V оторванные от семьи, люди заживо хоронили себя в этой могильной крепости. Каждый год эту участь разделяли все новые и новые партии, прибывавшие на смену. Тысячам горячечных, тифозных и цынготных боль­ ных приходилось обращаться за медицинской помощью . к подрядчикам. Еще в первое время больных разме­ щали в "градских" больницах Петербурга, Москвы, Клина и Твери, всегда подчеркивая всю исключитель­ ную благодетельность этого снисхождения. Обухов­ ская больница в Петербурге согласилась принять девять больных, "одержимых горячечно-тифозными свойствами", и двух больных цынгой лишь "из ува­ жения трудного положения больных, "за 75 иерст приве­ зенных в ночное время". Поневоле пришлось заставить 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1