Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

распространение имели воспаление легких, чахотка и водяные отеки. Боясь вычетов, рабочие скрывали болезни, обра­ щались к врачам в крайних случаях. Медики напра­ вляли их во временные госпитали, где не было не только аптечных припасов, но даже уксуса, горчицы и инструментов для пускания крови. Обслуживала лазарет прислуга из рабочих людей, наряжаемых подрядчиком. Непривычн:а к уходу за боль­ ными, неуменье выполнять указания медиков, страх перед самой болезнью заставляли прислугу самовольно бросать лазареты. Больные оставались вовсе без при­ смотра. Позже князь Белосельский-Белозерский, в веде­ нии которого находились лазареты, назначил в каче­ стве прислуги солдат инвалидных рот. На каждый лазарет было определено по пять нижних чинов и по одному унтер-офицеру. Вместе с ростом насыпи росли и болезни. Уже в 1845 г. эпидемия тифа разгорелась на местах работы с большой силой. Мало стало временных дорожных лазаретов. Все городские больницы были переполнеНIlI рабочими с постройки. Петербург в то время, при полумиллионом населе­ нии, насчитывал в своих мужских больницах всего тысячу триста коек. Москва немногим отличалась от столицы. Московский генерал-губернатор уведомил министра внутренних дел, что городские больницы заполнены рабочими подрядчика Шарвина. Так как рабочие поль­ зовались лечением бесплатно, генерал-губернатор пред­ лагал просто не принимать их на лечение. Министр внутренних дел граф Перовский распорядился прекра­ тить доступ рабочим людям в столичные больницы. В конце 1845 г., когда работы велись на всем про­ тяжении o'r Петербурга до Москвы, военный министр обратил внимание, "что весьма много посторонних , людей проходит через округи с работ С.-Петербурго­ Московской желез ной дороги, которые, будучи совер­ шенно изнурены и истощены от болезней и голода в пути, часто, идя по деревням, падают и на T~X местах умирают, а иные, имеющие еще несколько силы; 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1