Спутник по Московско-Виндавской железной дороге

YI Проволоr<Ъ корабли я бы волокомъ И прошелъ по великимъ озерамъ-рtкамъ Я бы r<ъ синему морю далекому. Въ этой пtснt не только личный порывъ ея творца: устами Садr<о говоритъ не только всегда безпокойный, всегда ищуш1й поэтъ-мечтатель, 1<0торому скучно " жить по старинt, по пошлинt",-но в е сь его родной r<рай, уже въ IХ-мъ столtтiи охваченный тосr<ой по морю варяжсr<аму . Много позже, уже въ XVI вtкt, поскЬ того , какъ завя­ зались первьщ торговыя сr-юшенiя Руси съ Англiей, Иванъ Грозный, . подчиняясь властнымъ требованiямъ жизни, начи­ наетъ Ливонскую войну исключительно съ цtлыо овлад·Ьть Балтiйсr<имъ побережьемъ . Но эта война кончилась неудачнq, и только Петру Великому, въ начал·Ь XVIII в·Ька, удалось, наконецъ, укр·Ьпить за Россiей берега Финскаго залива и прорубить въ Европу Петербургское окно. ,,Путь на мор е варяжское" былъ найденъ. Долгое время Петербургъ, выросшiй съ сказочной бы­ стротой и великолtпiемъ на пустынномъ б ерегу Финс1<аго залива, служилъ единственнымъ мtстомъ торговаго обмtна Россiи съ Западомъ. Даже позднtе, r<агда найдены были иные выходы для внtшней торговли Россiи, Петербургскiй портъ продолжалъ влад·Ьть почти всей нашей внtшней тор­ говлей и еще въ начал·Ь XIX вtr<a сосредоточивалъ въ себt больше половины всtхъ ея оборотовъ. Однако, весьма серьезнымъ недостаткомъ Петербургсr<аго порта является его з амерзаемость въ теченi е нtсr<олькихъ зимнихъ м·Ьсяцевъ . Скованный льдомъ Петербургскiй портъ становится недоступнымъ дJ!Я морсr<ой торговли и закрывается обычно какъ разъ въ то самое время, r<огда особенно д·Ьятельв:ые торговые обороты страны, р еализовавшей свой урожай , требуютъ б езпрерывнаго и свободнаго общенiя съ моремъ. И чtмъ сильн·Ь е развивается торговля, тtм:ь острtе чувствуется потребность выхода къ всегда доступному порту, къ морю въ широкомъ смыслt слова . Замерзающiй портъ уже не можетъ удовлетворить за­ просамъ торговли: жиз_нь страны и торговая ея д·Ьятельность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1