Очерки экономического строя России

98 Очерки экономическаго строя Россіи. харькоио-азовской желѣзной дороги, Полякова. Послѣдній совершенно не выполнилъ этого обязательства, а первый тщетно пытался основать въ Россіи общество для осугцествленія концессіи и, въ концѣ концовъ, пере- уступилъ свои права англичанину Юзу, который выхлопоталъ себѣ у пра- вительства большія привилегіи. Основанное Юзомъ «Новороссійское общество каменноугольнаго, желѣзнаго и рельсоваго производства» получило отъ пра- вительства безвозмездно землю съ залежами рудъ и угля, заказъ на три милліона пудовъ рельсовъ, премію въ 50 копѣекъ за каждый пудъ этихъ рельсовъ и концеесію на желѣзную дорогу въ 85 верстъ, долженствующую прорѣзать раіопъ. Такимъ образомъ, въ 1872 году возникъ въ донецкомъ районѣ первый чугуноплавильный и желѣзодѣлательный заводъ, который оставался здѣсь единственнымъ (былъ еще почти недѣйствовавшій заводъ Пастухова) до начала восьмидесятыхъ годовъ. Замедленіе дѣла дальнѣйшаго распространенія на югѣ металлурги ческаго производства зависѣло, между прочимъ, отъ бѣдности донецкаго района желѣзною рудою. Русской предпріимчивости скоро представился новый случай показать себя и поработать на пользу промышленного развитія страны. Екатерино- славскій помѣщикъ А. Н. Поль занялся изучевіемъ рудныхъ богатствъ въ мѣстности Кривой Рогъ Херсонской губерніи и, наткнувшись здѣсь въ поло- ви нѣ 1860-хъ годовъ на желѣзную руду, потратилъ все свое состояніе па изслѣдованіе, при помощи русскихъ и иностранныхъ инженеровъ, залежей. Когда богатство рудныхъ мѣсторожденій было этими изслѣдованіями твердо установлено, Поль началъ пріискивать капиталистовъ для ихъ разработки. По на свои предложенія въ Россіи онъ встрѣчалъ отказъ, а за свою энергію получилъ отъ соотечественниковъ прозвище «чудака». Въ концѣ 1870-хъ го- довъ Поль рѣшилъ, наконецъ, обратиться къ инострандамъ. Результатомъ этого было основаніе въ 1880 г. «Французскаго общества криворожскихъ рудъ», выстроившаго одинъ заводъ; въ 1887 г. на югѣ былъ выстроенъ другой заводъ и въ 1901 году — третій. Изъ сказаннаго видно, что въ то время, когда главными мѣрами правительства, поощрявшаго развитіе металлургической промышленности, была выдача нремій за выдѣлку рельсовъ изъ туземного чугуна, распростра- неніе этой промышленности въ донецкомъ раіонѣ шло очень медленно, можно сказать даже, что оно только начиналось. Быстрое же оборудованіе оошпрнаго гожнаго горно - промышленнаго раіона совершилось въ течепіе девяностыхъ годовъ истекшаго столѣтія, когда' правительство не щадило средствъ для сооруженія желѣзныхъ дорогъ, а приготовленіе для иихъ рельсовъ и другихъ принадлежностей поручало иностраннымъ капи- талистамъ съ тѣмъ, чтобы они устраивали для этого заводы въ Россіи. Свои исключительный мѣры поощренія сооруженія желѣзныхъ дорогъ, но- иыхъ фабрикъ и заводовъ, биржевой игры и спекуляцій министръ финансовъ Витте объяснялъ необходимостью ускорить промышленное развитіе Россіи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1