Очерки экономического строя России

Факторы капиталистической эволюціи въ Россхи. 99 Но главнѣйшей причиной такой политики было намѣреніе министра финан- совъ замѣнить бумажное денежное обращеніе металлическимъ. Предвари- тельнымъ условіемъ успѣха этого дѣла должно быть накопленіе въ странѣ золотой монеты. Золотую же монету въ достаточномъ количествѣ можно получить только за границей. Правительство и задалось цѣлыо при- влеченія ея въ Россію. Оно предпринимало заграничные займы и привле- кало всякими льготами частные иностранные капиталы. Иностранные капиталы двинутся въ Россію, если найдутъ тамъ достаточный доходъ, т.-е. если имъ открыта будетъ возможность устраивать выгодныя про- мышленный предцріятія. А такъ какъ для удовлетворенія народныхъ потреб- ностей въ разныхъ продуктахъ не было надобности въ новыхъ предпріятіяхъ, то нужно было создать для заграничныхъ капиталистовъ новые источники приложенія капитала. Въ этихъ видахъ правительство приступило къ фор- сированному сооруженію желѣзныхъ дорогъ, на что употреблялись и средства, выжатыя съ населенія дутемъ постоянно возвышавшихся косвенныхъ налоговъ, и деньги, полученныя путемъ правительственныхъ иностранныхъ займовъ. Сооруженіе рельсовыхъ путей требовало бблынаго количества металлическихъ принадлежностей. На приготовлеяіе этихъ послѣднихъ и могли быть направлены иностранные капиталы. И вотъ правительство стало предлагать заказы на строительные матеріалы и другія желѣзнодорожныя принадлезкности на очень выгодныхъ для предпринимателей условіяхъ. Бел ьг-ійскіе и французскіе капиталисты пе замедлили воспользоваться представившимся имъ случаемъ перенести свою деятельность въ новый край, открывавшій возможность наживать безъ веякаго риска крупные барыши. О результатахъ такой политики какъ для нашей металлургической промышленности вообще, такъ и для относи- тельна™ участія въ нроизводствѣ различныхъ горнопромышленныхъ районовъ въ частности можно судить по слѣдующимъ даннымъ. Въ концѣ 1880-хъ годовъ у насъ выплавлялось 40 — 45 милл. нудовъ чугуна, изъ коихъ половина производилась на Уралѣ, а і/ 6 часть въ Донецкомъ районѣ. Въ 1900 г. было выплавлено 180 милл. пуд. чугуна, изъ нихъ 50 милл. пуд. или менѣе 30°/ 0 поставилъ Уралъ, а 92 милл. пуд. или больше половины — Донецкій округъ. Описавъ въ общихъ чертахъ пути развитія нашихъ главнѣйшихъ промышлснныхъ районовъ, мы укажемъ вкратцѣ и на результаты этого развитія. Что касается общихъ итоговъ нашей промышленности, — краснорѣчи- вымъ свидѣтельствомъ быстроты ея развитія, подъ вліяніемъ исключитель- ныхъ мѣръ послѣднихъ 15 лѣтъ, служитъ тотъ фактъ, что, тогда какъ въ 1890 году, т.-е. передъ началомъ безумно-покровительственной политики, сумма производства всѣхъ нашихъ фабрикъ п заводовъ исчислялась въ 1,5 милліардовъ рублей, въ 1900 году она равнялась 3 милліардамъ руб- лей. Производительность капиталистической промышленности въ течсніе 7 а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1