Очерки экономического строя России

56 Очерки экономическаго строя Россіи. к|і ст >янскаго населенія, бывшими помѣщичьими крестьянами, во владѣніи коихъ состоять 1/з часть площади всего надѣльнаго землевладѣнія. Въ средѣ этого разряда крестьянъ арендуемыя лахотныя и сѣнокосныя угодья составляютъ уже около і/ 3 части ихъ собственныхъ владѣній. А если принять во вниманіе, что добрая половина бывшихъ помѣщичьихъ кре- стьянъ не можетъ обойтись и безъ чужихъ пастбищныхъ угодій, то значеніе аренды для мелкаго земледѣлія покажется намъ еще болѣе рѣшитедьнымъ. Дѣйствительно, изслѣдованія земскихъ статистиковъ (относящіяся пре- имущественно къ восьмидесятымъ годамъ истекшаго столѣтія) показали, что къ арендѣ внѣнадѣльныхъ пахотныхъ и сѣнкосныхъ угодій прибѣгаетъ большая половина наличныхъ домохозяевъ разряда бывшихъ помѣщичьихъ крестьянъ. Не всѣ, однако, наличные домохозяева должны быть отнесены къ самостоятельвымъ земледѣльдамъ; изъ этой категоріп должны быть исключены крестьяне, не имѣющіе ни одной лошади. И если принять, что къ арендѣ прибѣгаютъ преимущественно лошадные домохозяева, то процента арендаторовъ въ разрядѣ бывшихъ помѣщичьихъ крестьянъ подымется въ разныхъ чериоземныхъ губерніяхъ до 60 — 85. Въ виду такихъ данныхъ нельзя не признать, что аренда земель составляетъ жизненную необходимость для разсматриваемаго разряда крестьянъ. А ознакомленіе съ исторіей по- земельнаго устройства дастъ намъ ключъ къ объясненію этого явденія. Приступая къ крестьянской реформѣ, результатомъ которой должно быть образованіе новаго класса свободныхъ гражданъ, занимающихся земле- дѣліемъ, правительство не могло не озаботиться тѣмъ, чтобы этотъ классъ получилъ въ свое владѣніе достаточное количество земли. При этомъ есте- ственнымъ образомъ возникалъ вопросъ, какое количество земли считать достаточнымъ для освобождаемаго крестьянина-земледѣльца. Теоретически отвѣтить на этотъ вопросъ нетрудно: крестьянину должна быть отведена такая площадь земли, коей обезпечивалось бы удовлетвореніе его главнѣй- шихъ личныхъ и общественныхъ нуждъ и обязанностей. Практически рѣшеніе этого вопроса не представляло серьезныхъ затрудненій по отноше- нію къ государственнымъ крестьянамъ. Здѣсь и въ до-реформенныя времена лравительство заботилось о томъ, чтобы крестьяне имѣли достаточное коли- чество земли. Съ этой цѣлыо, по мѣрѣ размноженія населенія, крестьян- скимъ общинамъ прирѣзывалась земля изъ сосѣднихъ оброчныхъ казенныхъ статей, а крестьянамъ малоземельныхъ районовъ предоставлялось переселяться въ многоземельныя губерніи. При освобожденіи этихъ крестьянъ изъ вѣдом- ства государственныхъ имуществъ оставалось лишь закрѣпить за ними существу ющіе надѣлы, съ небольшими измѣненіями въ цѣляхъ округлевія владѣній, уничтоженія черезполосицы съ казенными землями и т. п. За эти земли бывшіе государственные крестьяне первоначально уплачивали опредѣленный оброкъ, какъ бы арендную плату, а въ 1886 г. оброчные платежи были замѣнены выкупными (превышавшими первые на 45°/ 0 ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1